Произведение “Отцы пустынники и жены непорочны…” написано 22 июля 1836 года, в период творческой зрелости поэта, когда до его трагиче-ской гибели фактически осталось полгода. При жизни Пушкина стихотворе-ние не было напечатано. Оно входит в цикл, дошедший до нас не полностью, и обозначено под номером II.
Произведение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина, святого, прошедшего тернистый путь познания бога.
Случайно ли то, что именно незадолго до смерти Пушкин обратился к библейским молитвам, создав стихотворение “Отцы
Это своего рода очищение перед всевидящим господним оком.
Разговор человека с богом – святое таинство, подобно тайне любви, рождения и смерти, и Пушкин произносит свое откровение-молитву искренне, с большим чувством. О чем просит бога поэт? Не благ, не злата и серебра.
Он беспокоится о своей душе, о том, чтоб в ней не было “духа праздности”, “любоначалия”, “празднословия”.
И даже Пушкин произносит слово: “Дай!”. Потом проникновенно, с волнением взывает ко всевышнему:
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья
Да, рассмотреть и признать свои грехи дано не каждому. Чаще человек склонен видеть грехи других.
Заключительные строки стихотворения можно поставить лейтмотивом всего творчества А. С. Пушкина:
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрие мне в сердце оживи.
За этими словами – целый мир, такие емкие понятия раскрываются перед читателем из мира поэзии Пушкина. Что такое, к примеру, смирение? В словаре С. И. Ожегова есть толкование этого слова. Мы читаем: “отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле”.
Но я сомневаюсь, что именно о таком смирении пишет поэт. Здесь речь идет о смирении только перед богом.
А слову “терпение” дано четыре толкования, из которых, по моему мнению, подходит только одно. Это – переносить страдание, боль. От себя хочу добавить – ради высокой, благородной цели.
Почему слово “целомудрие” Пушкин оставляет в самой последней строке? Да потому, что оно стоит многих других. Понятие “строгая нравственная чистота” заключает все то, о чем поэт пишет ранее.
Тон повествования стихотворения размеренный, молитвенный. Размеренность повествования достигается за счет стихотворного размера и четко организованной рифмы. Пушкин прибегает к любимому своему строению стиха, пишет ямбом, располагая рифму в смежном порядке.
Произведение обладает целым рядом художественных особенностей.
К примеру, лексика весьма своеобразна. Мы увидим обилие старославянизмов: “взлетать, дальних, уста, владыко, сокрыто”. Эти слова усиливают торжественность общего фона.
Читая стихотворение “Отцы пустынники…”, делаешь для себя маленькие “открытия”. Вот, к примеру, сравним два слова: “любоначалие” и “любовь”. Они однокоренные, а значит, являются близкими по значению. Но при глубоком анализе их, найдя исторические истоки, убеждаешься, насколько разные эти слова. “Любоначалие” несет отрицательный смысл, а “любовь” – положительный.
Да, русский язык поистине достоин удивления, как достойно удивления умение Пушкина так виртуозно владеть им.
Стихотворение можно разделить на две смысловые части. Первая – рассуждение поэта о том, что есть много молитв, с которыми люди обращаются к богу.
Вторая часть – молитва, избранная поэтом. Но и в ней можно выделить два начала. Поэт взывает к богу с просьбой избавить его душу от “грехов”, а затем умоляет о “благодати” для своего сердца.
Что касается синтаксической стороны произведения, то нужно отметить одну особенность. Мы увидим всего два предложения в составе стиха. Если заглянуть в любую молитву “Молитвослова”, можно отметить, что они составлены в основном из сложных предложений. И в этом автор сохраняет древнюю традицию, о творчестве А. С. Пушкина сказано очень много громких фраз и высоких слов.
Но я считаю, что ценность стихов великого поэта в том, что для каждого человека они остаются постоянным спутником жизни. К творчеству Пушкина никогда не поздно обратиться, чтоб найти мудрый и добрый совет друга, поучиться “смирению, терпению, любви…”
Стихотворение А. С. Пушкина “Отцы пустынники и жены непорочны…”