Размышляя о великих возможностях любви, открывающей в человеке неисчерпаемые источники сил и преображающей весь его внутренний “состав”, Блок записывает в начале 1909 года: “… есть страсть – освободительная буря, когда видишь весь мир с высокой горы. И мир тогда – мой…” – и поэт, стремясь выразить и передать это чувство во всем его величии и широте, в его грозной и неодолимой силе, обращается к образу океана, над которым собирается и готовится разразиться гроза. Этим образом, словно ключом, открывается цикл стихов “Кармен”
Стихотворение “Ты – как отзвук забытого гимна”, входящее в цикл “Кармен”, написано 28 марта 1914 года. Поэт вновь смотрит спектакли театра музыкальной драмы “Кармен” с участием Л. А. Дельмос. 14 февраля он пишет ей первое письмо, а 4 марта появляется первое стихотворение цикла “Кармен”.
28 марта он закончен и посвящен Л. А. Дельмос.
“Ты – как отзвук забытого гимна” – воспоминание о сне, в котором автору пригрезилась любимая. Уже с первых строк мы попадаем в мир чарующий, наполненный истинной любовью. Поэт стремится вместе со своей возлюбленной Кармен унестись в край нескончаемых фантастических грез, мир музыки, наслаждений, сияния света, весны, в мир любви, который не знает предела. И душа погружается в атмосферу “дум и грез”, и вновь появляется романтический образ Кармен.
Эта Кармен – “царица”, сказочное виденье, “утопающее в розах”.
И чувствуешь, как личное, частное у Блока связывается с бессмертным, мировым, оказывается его неотъемлемой частью. Любовь в глазах поэта только тогда достойна этого имени, когда она пробуждает самые большие чувства, безгранично расширяет всю область переживаний, переливающихся через все края и пределы, вот почему Кармен Блока – не только женщина, чей навеки дорогой образ видится поэту “царицей блаженных времен”, в ореоле роз, а и мировое явление, родственное стихиям земли и неба.
А это и “даль морская”, “берег счастливый”, “мечта”, “родимый край…”. Вот та любовь, дивная и прекрасная в каждом своем проявлении, облик которой виделся поэту, – и голос Кармен, “дикий и странный”, славящий “бурю цыганских страстей”, вызывает у него образы безмерные и прекрасные. Волна вдохновения так высоко возносит поэта, что весь мир для него – “день беззакатный и жгучий”; “певучий край”, “неподвижно блаженный, как рай”. Блок видит себя в мире восторга, в мире “тишины бездыханной”, в “круге оплетенных ветвей…”
Поэта никогда не покидала вера в любовь как в силу, способную преобразить человеческую душу и целый мир, озарить их немеркнущим светом, – и герой его стихов снова и снова шел на поиски той женщины, которая не только разделит его понимание истинной женственности и красоты, но и превзойдет его мечты, ответит восторженным чувством.
И сколько бы разочарований он не испытал, все равно знал, что новые порывы и увлечения не минуют его, и снова он отдастся их неодолимо влекущей силе, знал, что вновь и вновь захочет оказаться в этом “блаженном раю”.
Я перечитываю строки стихотворения “Ты – как отзвук забытого гимна…” и ловлю себя на мысли, насколько же оно “звучащее”. Начало – “забытый гимн”, второе четверостишие – “и лепет, и шелест…”. Звуки торжественного гимна вдруг затихают, замирают и мы оказываемся в мире весны, ощущаем легкое, едва заметное ее дыхание, нежное прикосновение ветерка, еле уловимый лепет распустившейся листвы, таинственный шелест просыпающегося леса – да, мы все это слышим так явно, будто сразу перенеслись в чарующий мир пробуждающейся от зимнего сна природы. А весна-то – волшебница!
В ее лице автор видит свою Кармен. Вот она, прелестная, загадочная, с гитарой и бубном. И мы слышим гимн любви и весне.
А “звучание” стихотворения продолжается. Родимый край Кармен – “певучий”, “тишина бездыханна”, голос – “низкий и странный”.
Теперь обратимся к другим художественным особенностям стихотворения. Во-первых, эпитеты автор подбирает самые необычные: судьба – “дикая, черная”, прелесть – “одичалая”, мечта – “неуступная”, день – “беззакатный”, “жгучий”. Сравнения поражают своей образностью: любимая – “отзвук забытого гимна”, ее прелесть – “как гитара, как бубен Весны…”
Есть одна интересная деталь, которую в произведении нельзя не заметить. Это “безглагольность”. Да, действительно, действия здесь мало.
Образности автор достигает при помощи существительных, и подбор их великолепен: “отзвук”, “судьбе”, “сон”, “трепет”, “лепет”, “сны”, “прелесть”, “в душах”, “змеею”, “рай”…
К творческим удачам Блока можно отнести и повторы: “синий, синий”, “певучий, певучий” и употребление старославянизмов: “дивно”, “блаженных”, “куща”. Это придает особую торжественность стиху.
Синтаксическая сторона произведения не отличается особой сложностью, предложения в основном просты по конструкции, но насыщены различными речевыми оборотами, придающими предложениям особую выразительность:
И приходишь ты в думах и грезах,
Как царица блаженных времен,
С головой, утопающей в розах…
В любовной лирике Блока есть одна особенность. Любовь в его стихах всегда составляет нечто неизмеримо большее, чем “счастье или несчастье”, “грех или добродетель”, любовь обретает такое огромное значение именно потому, что она раздвигает пределы внутреннего мира и вместе с нею у человека возникает реальное чувство “единства с миром”, то чувство, в котором тонет все остальное, как в том мощном и животворном потоке, где он находит обновление и бессмертие.
Вот почему с таким страстным нетерпением поэт ждал свой “дивный сон”, свою “весну”, воспетую в стихотворении “Ты – как отзвук забытого гимна…”
Стихотворение А. Блока “Ты – как отзвук забытого гимна”