Это, по сути, воспоминание. Том Уингфилд рассказывает о том времени – между двумя войнами, – когда он жил в Сент-Луисе с матерью Амандой Уингфилд – женщиной, наделенной огромным жизнелюбием, но не умеющей приспособиться к настоящему и отчаянно цепляющейся за прошлое, и сестрой Лаурой – мечтательницей, перенесшей в детстве серьезную болезнь, – одна нога у нее так и осталась слегка короче другой. Сам Том, поэт в душе, служил тогда в обувной лавке и мучительно страдал, занимаясь ненавистным делом, а по вечерам выслушивал бесконечные
Аманда нетерпеливо дожидается успеха детей: продвижения по службе Тома и выгодного замужества Лауры. Она не хочет видеть, как ненавидит свою работу сын и как робка и нелюдима дочь. Попытка матери устроить Лауру на курсы машинописи терпит крах – у девушки от страха и нервного напряжения так трясутся руки, что она не может ударить по нужной клавише.
Хорошо ей только дома, когда она возится со своей коллекцией стеклянных зверюшек. После неудачи с курсами Аманда еще больше зацикливается на замужестве Лауры. Параллельно она пытается воздействовать на сына – старается контролировать его чтение: она убеждена, что романы Лоуренса – любимого писателя сына – излишне грязные.
Странным Аманде кажется и привычка Тома проводить почти все свободные вечера в кино. Для него же эти походы – способ сбежать от монотонной повседневности, единственная отдушина – как для сестры стеклянный зверинец.
Выбрав подходящий момент, Аманда вырывает у Тома обещание привести в дом и познакомить с Лаурой какого-нибудь приличного молодого человека. Некоторое время спустя Том приглашает к обеду своего коллегу Джима О’Коннора, единственного человека в магазине, с кем он на дружеской ноге. Лаура и Джим учились в одной школе, но для Джима неожиданность, что она сестра Тома. Лаура, еще школьницей, была влюблена в Джима, который всегда находился в центре всеобщего внимания – блистал в баскетболе, руководил дискуссионным клубом, пел в школьных постановках.
Для Лауры снова увидеть этого принца своих девичьих грез – настоящий шок. Пожимая ему руку, она чуть не теряет сознание и быстро скрывается в своей комнате. Вскоре под благовидным предлогом Аманда отсылает к ней Джима. Молодой человек не узнает Лауру, и ей самой приходится открыть ему, что они давно знакомы.
Джим с трудом вспоминает девушку, которой дал в школе прозвище Голубая Роза. Этот славный, доброжелательный молодой человек не столь уж преуспел в жизни, как обещал в школьные годы. Правда, он не теряет надежды и продолжает строить планы.
Лаура постепенно успокаивается – своим искренним, заинтересованным тоном Джим снимает с нее нервное напряжение, и она постепенно начинает говорить с ним как с давним другом.
Джим не может не видеть страшной закомплексованности девушки. Он пытается помочь, убеждает, что ее хромота совсем не бросается в глаза, – никто в школе даже не замечал, что она носит специальную обувь. Люди совсем не злые, пытается он втолковать Лауре, особенно когда узнаешь их поближе.
Практически у всех что-нибудь да не ладится – не годится считать себя хуже всех. По его мнению, главная проблема Лауры заключается в том, что она вбила себе в голову: только у нее все плохо…
Лаура спрашивает про девушку, с которой Джим встречался в школе, – говорили, что они обручились. Узнав, что никакой свадьбы не было и Джим давно уже ee не видел, Лаура вся расцветает. Чувствуется, что в душе ee зародилась робкая надежда.
Она показывает Джиму свою коллекцию стеклянных фигурок – высший знак доверия. Среди зверюшек выделяется единорог – вымершее животное, ни на кого не похожее. Джим сразу обращает на него внимание.
Тому, наверное, скучно стоять на одной полке с заурядными животными вроде стеклянных лошадок?
Через открытое окно из ресторана напротив доносятся звуки вальса. Джим приглашает Лауру танцевать, та отказывается – боится, что отдавит ему ногу. “Но я же не стеклянный”, – со смехом говорит Джим. В танце они все же наталкиваются на стол, и забытый там единорог падает.
Теперь он такой же, как все: у него отломился рог.
Джим с чувством говорит Лауре, что она необыкновенная девушка, не похожая ни на кого – совсем как ее единорог. Она красива, У нее есть чувство юмора. Таких, как она, – одна на тысячу.
Словом, Голубая Роза. Джим целует Лауру – просветленная и испуганная, та садится на диван. Однако она неправильно истолковала это движение души молодого человека: поцелуй – просто знак нежного участия Джима в судьбе девушки и еще – попытка заставить ее поверить в себя.
Однако, увидев реакцию Лауры, Джим пугается и торопится сообщить, что у него есть невеста. Но Лаура должна верить: у нее тоже все будет хорошо. Надо только преодолеть свои комплексы.
Джим продолжает изрекать типично американские банальности вроде “человек – сам хозяин своей судьбы” и т. п., не замечая, что на лице Лауры, только что излучавшем божественное сияние, проступает выражение бесконечной грусти. Она протягивает Джиму единорога – на память об этом вечере и о ней.
Появление в комнате Аманды выглядит явным диссонансом всему происходящему здесь: та держится игриво и почти уверена, что жених на крючке. Однако Джим быстро вносит ясность и, сообщив, что должен торопиться – ему еще нужно встретить на вокзале невесту, – откланивается и уходит. Не успевает еще закрыться за ним дверь, как Аманда взрывается и устраивает сыну сцену: к чему был этот обед и все траты, если молодой человек занят? Для Тома этот скандал – последняя капля.
Бросив работу, он уходит из дома и пускается в странствия.
В эпилоге Том говорит о том, что ему никогда не удастся забыть сестру: “Я и не знал, что так предан тебе, что не могу предать”. В его воображении возникает прекрасный образ Лауры, задувающей перед сном свечу. “Прощай, Лаура”, – печально произносит Том.
“Стеклянный зверинец” Уильямса в кратком содержании