СПОСОБЫ ОСМЕЯНИЯ ПОРОКОВ И НЕДОСТАТКОВ
(по рассказам А. П. Чехова)
1 вариант
Мне очень нравится читать рассказы А. П. Чехова. Они смешны, остроумны, поучительны. В них правдиво отображены особенности жизни русского общества и те негативные явления, которые волновали автора.
Не прибегая к нравоучениям, Чехов метко высмеивает человеческие пороки и недостатки. Так, в рассказе “Толстый и тонкий” речь идет о встрече двух друзей детства. Один из них, Порфирий, – бедный и неустроенный в жизни коллежский асессор, другой, Михаил,
В рассказе “Злоумышленник” автор убедительно показывает, как легкомыслие и невежество могут привести к трагедии. Так, мужики, нуждаясь в грузилах для рыбной ловли, вывинчивают гайки, скрепляющие на железной дороге рельсы и шпалы. В итоге кратковременное удовольствие оборачивается человеческими жертвами: поезда сходят с неукрепленного полотна.
Наблюдательность, тонкий юмор, острая ирония Чехова помогают людям не только замечать свои отрицательные черты, но и избавляться от них.
2 вариант
Рассказы А. П. Чехова читать очень интересно: внимание писателя останавливается не на том, что ясно и очевидно, а на том, что едва заметно, что прячется под обычной и привычной повседневностью. Яркий факт социального зла и неправды, резкий и бросающийся в глаза, – частный случай из жизни простого обывателя, но таких случаев тысячи. Чехов-писатель видит то, чего не видит рядовой наблюдатель. Говоря с одинаковой интонацией о большом и малом, Чехов не делал различия между крупными и мелкими явлениями, значительными и незначительными событиями. Внимание писателя направлено на создание такой ситуации, в которой проявляются настоящие человеческие качества героя. Финал рассказов писателя лаконичен, действие обрывается неожиданно, но ситуация и поведение героев в ней содержат определенный моральный вывод.
В рассказе “Толстый и тонкий” Чехов высмеивает добровольное холопство и чинопочитание. Толстый говорит тонкому, что искренне рад встрече с гимназическим приятелем, и тонкий сначала ведет себя с ним на равных. Но стоит тонкому узнать, что бывший одноклассник преуспел по службе, имеет две звезды и стал “его превосходительством”, он вдруг бледнеет и начинает вести себя подобострастно и заискивающе.
В “Смерти чиновника” мы тоже встречаемся с человеком с холопской душой. Червяков, наслаждающийся в театре “Корневильскими колоколами”, нечаянно чихнув на лысину статского генерала, начинает бесконечно перед ним извиняться. Генерал давно Простил Червякова, сказал, что не собирается преследовать его по службе. Но у Червякова до того развито чувство подобострастия перед высшими чинами, что он не понимает простого человеческого языка, у него перед глазами одно: нарушил нормы поведения. И по собственной глупости, привыкнув унижаться и трепетать, услышав генеральское “Пошел вон!”, Червяков умирает.
В рассказе “Хамелеон” – мгновенные перепады от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству. Эти черты хамелеонства полицейского надзирателя Очумелова получили широкий смысл, они есть и у пострадавшего Хрюкина, совершенно не вызывающего никакого сочувствия, и у дьячка из “Хирургии”, и у самого “хирурга” – земского фельдшера Курятина. Курятин исполнен гордости от знакомства с сильными мира сего и презрения к злосчастному пациенту и ему подобным: “Ничто тебе, не околеешь!”
Рядом с хамелеонами разных мастей в один ряд выстраиваются пришибеевы – блюстители порядка, добровольные соглядатаи и хранители основ. Безусловная вера в незыблемость этих основ свойственна всем – и сильным, богатым, властвующим, и слабым, униженным, оскорбленным. Люди видят в себе не людей, а чины и состояния, – на этом, по их мнению, и держится современный порядок жизни.
В рассказе “Унтер Пришибеев” местное начальство никак не может втолковать добровольному блюстителю порядка унтеру Пришибееву, что не нуждается в его услугах. Но Пришибеев усердствует – он чувствует себя опорой порядка и хочет разъяснить самому мировому судье некоторые полезные истины, думая, что никто, кроме него, это не сделает лучше.
Чехов решительно выступал не только против преклонения перед высшими чинами, но и против преклонения перед деревенским укладом жизни и патриархальностью сельской общины. В рассказе “Злоумышленник” писатель отрицает идеализацию простого мужика.
Денис Григорьев никак не может понять, почему нельзя отвинчивать гайки на железнодорожных путях: руководствуясь собственной логикой, кроме своих потребностей, он ничего больше не хочет знать, в своем ограниченном мирке Денис достаточно хитер, но его мирок беден, убог и смешон!
Читая рассказы Чехова, мы от веселого смеха над несуразностями жизни, от горестного удивления перед вопиющими глупостями жизненного уклада людей приходим к ощущению необходимости и возможности изменить жизнь человека.
СПОСОБЫ ОСМЕЯНИЯ ПОРОКОВ И НЕДОСТАТКОВ (по рассказам А. П. Чехова)