Современная авторская песня. Этим понятием обозначается целый этап в развитии русской поэзии XX века, последних его десятилетий. В авторской песне можно отметить много течений, направлений, литературных традиций. Перечислю наиболее известные имена авторов-исполнителей: Ада Якушева, Юлий Ким, Владимир Чернов и, конечно, Юрий Визбор, Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Новелла Матвеева, Александр Городницкий.
В творчестве этих поэтов немало общих мотивов. Их роднит схожесть лирического героя: это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой,
Мир его лирики несколько иной, чем у перечисленных выше поэтов. Его герой также уходит от унылой картины современной ему жизни, но уходит не в горы или тайгу, а чаще всего в романтизированное прошлое – предметом этой романтизации могут быть и XIX век, пушкинское время с его лихими гусарами, дуэлянтами и кавалергардами, и начало XX века, чьи герои – “господа юнкера”, оставшиеся на полях германской войны; и времена гражданской войны с их героиней – “комсомольской богиней”.
Однако я более подробно остановлюсь на творчестве только одного представителя авторской песни – Владимира Высоцкого.
Судьба его была в чем-то драматичной, а в чем-то – очень счастливой. Он не дождался официального признания, его книги увидели свет уже после смерти автора. Но уже при жизни поэт узнал подлинную славу.
Очень точное определение В. Высоцкому дано А. Вознесенским: “шансонье всея Руси”.
Творческое наследие Высоцкого необычайно обширно, песен он создал тысячи. Темы их, кажется, всеохватны, героям его произведений нет числа. В любом песенном сюжете Высоцкому важно раскрыть, прежде всего, мир личности, человеческий характер.
А ярче всего человек раскрывается в экстремальных ситуациях, потому их так много в произведениях поэта. Достаточно вспомнить его “Песню о друге” ..
Немало песен Высоцкого написано в сатирическом жанре.
Предметом насмешки становились явления самого разного рода – в стихах поэта целая галерея сатирических типов застойного времени.
Сатира Высоцкого чаще всего двойственна: автор смеется над своими персонажами и одновременно сочувствует им, как, например, в песне “Смотрины”: мрачная картина разгула, когда люди “все хорошее в себе доистребили”, и вместе с тем пронзительной жалостью звучащие слова:
А дома баба на сносях,
Гусей некормленных косяк,
Да дело даже не в гусях,
А все неладно.
То же примерно и в известной песне “Диалог у телевизора” . Разговор Зины и Вани не просто смешон – за репликой героя: “Домой придешь-там ты сидишь” ощущение безысходности, замкнутого круга.
Стихотворения-песни Высоцкого чрезвычайно неоднородны по жанру. У него есть баллады, песни-размышления, песни-диалоги.
Особое место среди произведений поэта занимают песни-притчи, построенные на аллегории. Так, песня “Охота на волков” написана не столько о звере, сколько о человеке, воспитанном в системе ограничений и запретов:
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка…
Наши ноги и челюсти быстры –
Почему же, вожак, дай ответ –
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем – через запрет?!
Такой же философский подтекст можно обнаружить и в других, на первый взгляд просто забавных и шуточных, песнях Высоцкого, например в его размышлениях о том, почему аборигены съели Кука: а потому и съели, что он был самый умный, добрый и сильный, – так уж у аборигенов принято. А вот кто эти аборигены, читатель-слушатель угадывал легко. В песне “Притча о Правде и Лжи” – непростые размышления автора о вечных истоках жизни, выраженные через аллегории, которые восходят к традициям устного народного творчества и древнерусской литературы.
Творчество поэтов – авторов и исполнителей своих песен, – таких, как барды “первого призыва” Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, стало одной из самых ярких страниц русской поэзии последних десятилетий XX века.
В заключение назову еще несколько имен авторов-исполнителей: А. Макаревич, Б. Гребенщиков, В. Цой, Ю. Шевчук. Но это уже иное художественное явление.
Современная авторская песня