Представителем старшего поколения символистов был Ф. К. Сологуб, сын портного и крестьянки. Пройдя сложный жизненный путь, испытав все превратности судьбы, Ф. Сологуб предпочитал одиночество. Поэт стремится уйти от реальности в мир творимой им самим легенды, серая обыденность тяготит художника. Наиболее полное представление о поэзии Ф. К. Сологуба дает сборник “Пламенный круг” , в котором собраны лучшие стихотворения из семи предыдущих книг поэта и также ранее не публиковавшиеся.
Высоко ценя поэзию Ф. Сологуба, А. А. Блок писал: “Предмет
Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму.
Ведущими образами сологубовской поэзии становятся символы ночи, покоя, тьмы, которые заклинает и призывает поэт. Особую значимость имеет образ-символ смерти:
Смерть шатается на свете И махает, словно плетью, Уплетенной туго сетью Возле каждой головы.
Символист воспевает смерть как освободительницу от чар пошлости, обыденности. Гнусной действительности он противопоставляет созданную легенду, стараясь уйти от нелепой и дикой жизни:
Кто-то зовет в тишине: “Брат мой, приблизься ко мне! Легче вдвоем, Если не сможешь идти, Вместе умрем на пути, Вместе умрем!”
Пытаясь освободиться “от оков повседневности”, поэт создает образ-символ “земли Ойле”, где “в сиянье ясного Майра, все цветет, все радостно поет”. Ф. К. Сологуб пишет стихотворения в доступной для читателя форме, не экспериментируя ни с рифмой, ни с размером, предпочитая четкую лирическую композицию. Само поэтическое слово, считал Ф. Сологуб, “средство убеждения и очарования”. Свое предназначение поэт видит в вознаграждении после смерти, когда творец будет прощен и попадет в рай, так как его голос “вольется благовонным дымом в благоуханье райских трав”:
Когда меня у входа в Парадиз Суровый Петр, гремя ключами, спросит: “Что сделал ты?” – меня он вниз Железным посохом не сбросит. Скажу: “Слагал романы и стихи, И утешал, но и вводил в соблазны, И вообще мои грехи, Апостол Петр, многообразны. Но я – поэт”.
И улыбнется он, И разорвет грехов рукописанье, И смело в рай войду, прощен, Внимать святое ликованье.
По свидетельству критиков, поэзия Ф. Сологуба не эволюционирует, оставаясь неизменной на протяжении всего творческого пути. Свою жизнь, которая кончилась 5 декабря 1927 года, Сологуб считал не первой и не последней. Она представлялась ему в нескончаемой цепи преображений.
Меняются обличья, но неизменное Я всегда сохраняется: “Ибо все и во всем – Я, и только Я, нет иного, и не было, и не будет”.
Сологуб Ф. К. – представитель старшего поколения символистов