В одной из журнальных статей, посвященной творчеству А. Платонова, мое внимание привлекло следующее замечание критика: “Платонов – удивительно однообразный писатель”. Но, как ни странно, это высказывание прозвучало не для того, чтобы обидеть автора, а, напротив, чтобы похвалить. Ведь на протяжении своего творчества А. Платонов “настойчиво воспроизводил” всего несколько главных образов, но которые, по убеждению писателя, из художественного воплощения должны обязательно стать реально существующими персонажами жизни, и, возможно,
Одно из первых произведений, подарившее писателю известность и читательскую любовь, был рассказ “Сокровенный человек”. Его главным героем стал обыкновенный машинист паровоза – Фома Пухов. У Фомы умерла жена, и теперь он остался один в целом мире: не стало человека, который разделил бы с ним скучную и однообразную жизнь. Но на этом личном несчастье жизнь Фомы Пухова не останавливается, не такой он человек. Пухов решил, что теперь всю свою энергию будет отдавать работе – поезду, к которому он относится как к живому организму, и обществу, где кипит “яростная и прекрасная” жизнь, еще не познанная героем. Автор так описывает внутренние состояние и мировосприятие Фомы: “Пухов принимал во внимание силу мировых законов вещества и даже в смерти жены увидел их справедливость и искренность. Его вполне радовала такая слаженность и гордая откровенность природы и доставляла сознанию большое удивление”.
Таким образом, главный герой предстает перед читателями как природный мыслитель, не случайно сам Пухов называет себя “природным дураком”. Ведь для него крайне важно самому понять “смысл своего и общего существования”. Поэтому Фома Пухов не берет на веру то, что ему внушает общество, а стремится сделать собственные выводы, пусть даже еще неточные и не совсем грамотные. Фома Пухов неразлучен с природной красотой, он способен ее чувствовать и наблюдать даже в суровой действительности. Вот один из ярких примеров: “Он закурил и уставился в пустую позднюю природу. Там ликовал прохладный свет низкого солнца и беззащитно трепетали придорожные кусты. Но дали на резком горизонте были чисты, прозрачны и привлекательны… Пухов удовлетворился своим созерцанием и крепко выразился обо всем: “Гуманно”.
Так же сознательно и ответственно пытается относиться к жизни главная героиня другого рассказа Платонова – “На заре туманной юности” – Ольга. Этой девушке только предстояло начать свой жизненный путь.
На Ольгу обрушились серьезные и тяжелые испытания: она осталась сиротой. Первые дни после трагедии Ольга вела себя, как обычно: продолжала выполнять домашнюю работу и каждое утро вставала, повторяя для себя, как заклинание, единственные запомнившиеся слова матери: “Опять надо жить”. Скоро Ольга решила, что нельзя оставаться “одной на свете”, в стороне от жизни. По дороге к тетке она встречает красноармейцев и, чувствуя свою беспомощность в жизни, задает им вопрос: “А вы сказали, мне хорошо будет, а когда?” Ответ задумчивого красноармейца – “потерпи” – немного успокоил девочку.
С того момента, как Ольга начала учиться в университете, жизнь ее преобразилась: “Грусть и тревога перед жизнью, вызванные в Ольге смертью родителей, ночлегом у тетки и сознанием, что люди обходятся без нее и она никому не нужна – теперь в ней прекратились”. Теперь, когда Ольга получала знания, стипендию и общежитие от государства, она почувствовала ответственность за свою жизнь перед обществом. Быть полезной своей стране и народу – стало сокровенным желанием героини. Заметим, что этого гуманного качества не хватает человечеству во все времена.
Герои А. Платонова стремятся найти смысл человеческого существования в бескорыстном и созидательном труде человека – “сокровенного человека”, который творчески и бесстрашно проявляет свою свободную волю, неотступно следует заветным мечтам и идеям, тем самым, одухотворяя вокруг себя жизнь ради красоты и смысла “отдельного и общего существования” людей.
“Сокровенные люди” в рассказах Платонова (“Сокровенный человек”, “На заре туманной юности”)