КЛАССИКА А. М. ГОРЬКИЙ ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ РОМАНА М. ГОРЬКОГО “МАТЬ” Герои этого романа – представители новой исторической силы – рабочего класса, вступившего в решающую
КЛАССИКА А. И. СОЛЖЕНИЦЫН АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ “В КРУГЕ ПЕРВОМ” Роман А. И. Солженицына “В круге первом” – последний роман, который мы изучали
Рекомендованная литература (к гл. IX) Введение в литературоведение. Литературное произведе-ние Под ред. Л. В. Чернец. М., 2002. Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учебное посо-бие Под
В. А. Солоухин С началом “оттепели” лиризм как повышенная субъективность художественного дискурса распространился на прозу и драматургию. Это была своеобразная переплавка обострившегося чувства времени,
КЛАССИКА Л. Н. ТОЛСТОЙ ТЕМА ДЕТСТВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” В произведениях Толстого много образов детей. Николенька в знаменитой трилогии,
КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ СОБЫТИЙНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Во всех произведениях Булгакова, наряду с реальными событиями, которые могут произойти
Драматические жанры Комедия (от греческого homos – веселая процессия и ode – песня) – вид драмы, в котором характеры, ситуации л действия представлены в
КЛАССИКА А. С. ПУШКИН “РУССКАЯ ХАНДРА” В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображен молодым повесой,
Как угощенье Коробочки, которое она приготовила Чичикову, характеризует хозяйку (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)? Приступая к ответу на вопрос, отметьте, что еда
В. М. Шукшин Начинал Василий Шукшин (1927-1974) с горделивого любования сильным самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать, верно следовать
Ритм. Римфа. Строфа Ритм – повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Рифма – созвучие концов
КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ ФЕНЕЧКА, АННА ОДИНЦОВА, КНЯГИНЯ Р. – ГЕРОИНИ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” Роман И. С. Тургенева “Отцы и
История русской литературы Т. Н. Пустовит Жанровая специфика цикла романов Д. Балашова “Государи Московские” Жанровая специфика произведения подчиняет себе всю систему его изобразительно-выразительных средств,
Трагическая острота конфликта Катерины с “темным царством” в драме а. Н. Островского “Гроза” I. Соединение в пьесе Островского “Гроза” жанров драмы и трагедии. II.
ФИГУРЫ РЕЧИ. ТРОПЫ Учение о фигурах речи возникло еще в античной риторике, где они подразделялись на фигуры мысли и фигуры слова. К последним относились
Литература и Крым Е. К. Беспалова Крымские следы в русскоязычных романах В. В. Набокова Даже если бы Набоков никогда не перешел на английский –
Создание списка учебной литературы по такому предмету, как “Литературоведение”, – задача нелегкая. Существует огромное количество учебников и пособий, различающихся и глубиной, и актуальностью для
КЛАССИКА М. И. ЦВЕТАЕВА “ГОСУДАРЬ РАСПРОВЕЛИКИЙ” В ВОСПРИЯТИИ ПОЭТОВ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА В молодости Марина Цветаева не скрывала своей неприязни к Петру Великому. Она очень
Почему стихотворение А. А. Вознесенского названо автором сагой? В своем рассуждении отметьте, что понятие сага имеет два значения: древнескандинавское с древнеирландское народное эпическое сказание
В каких еще эпических произведениях русской литературы вы встречались с применением данных приемов и в чем их сходство и различие с художественной практикой М.
В. П. Некрасов Литература 1940-х годов, посвященная Великой Отечественной войне, демонстрирует две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, раскрепощение сознания, связанное с великой победой в
Синтаксис художественной речи Если лексика отражает знание людей о предметах, формирует понятия (любое слово – это всегда в каком-то смысле понимание предмета), то синтаксис
Как в изображении картин помещичьей жизни автор “Деревни” сочетает обличительно-сатирический пафос с элегическими нотами? Размышляя над заявленной проблемой, отметьте, что элегия – жанр романтической
История русской литературы О. В. Корчевская Проблема “почвы” и “беспочвенности” в сознании русских эмигрантов первой волны Проблема национальной идентичности в литературе русской эмиграции первой
В данном разделе основное внимание мы уделим той форме аттестации, которая введена в 2014 году. Согласно постановлениям и распоряжениям 2014 года, инициированным высказываниями Президента
Виды художественных образов Художественные образы можно классифицировать по различным основаниям, поэтому различные классификации не противоречат друг другу, а дополняют одна другую. Одно из наиболее
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ Чтобы понять, как и почему возник социалистический реализм, необходимо вкратце охарактеризовать социально-историческую и политическую ситуацию первых трех десятилетий начала XXвека, ибо данный
Русская литература и литературная теория Т. В. Щербина Конфликт “А. Н. Толстой – У. Шекспир” в толкованиях критиков В теориях драмы есть проблемы противоречивые
КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ЖАНР ПОСЛАНИЯ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА Послание – один из наиболее древних литературных жанров. Впервые он появился в творчестве
Анализ формы организации повествования Эта часть композиционного анализа предполагает интерес к тому, как организовано Рассказывание. Для понимания художественного текста важно учитывать, кто и как
КЛАССИКА А. М. ГОРЬКИЙ “УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ” В РУССКОЙ КЛАССИКЕ (По пьесе М. Горького “На дне”) В своей пьесе Горький как бы подытожил все
В. В. Маяковский. Стихотворения “Юбилейное” В декабре 1912 года был издан самый нашумевший манифест русского футуризма “Пощечина общественному вкусу”, подписанный Маяковским, Хлебниковым, Бурлюком и
Цветаева М. И Эпос и лирика современной России Владимир Маяковский и Борис Пастернак Если я, говоря о современной поэзии России, ставлю эти два имени
“Вечные” темы, мотивы и образы в художественной литературе “Вечные” темы – это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено
КЛАССИКА В. Ф. ТЕНДРЯКОВ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ В. Ф. ТЕНДРЯКОВА “ПАРА ГНЕДЫХ” В повести В. Ф. Тендрякова “Пара гнедых” описан начальный период коллективизации. События разворачиваются
В чем заключается символический смысл розыгрыша, придуманного друзьями Зилова? Формируя развернутое рассуждение на предложенную тему, укажите, что душевная драма главного героя пьесы “Утиная охота”
КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ “К ВАМ АЛЕКСАНДР АНДРЕИЧ ЧАЦКИЙ!” Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством,
КЛАССИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только
Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького “На дне” I. Какую правду о человеке мечтал создать Горький? Ненависть к пошлости, скуке жизни
“Чувства добрые” в лирике А. С. Пушкина I. Отражение в поэзии Пушкина гармонической личности поэта и человека, ставшего “с веком наравне” (Пушкин). II. “Лелеющая
Какие еще гимны великой любви в русской лирике вам известны и в чем их сходство и различие с произведением А. А. Вознесенского? Создавая связное
A. H. Островский Драма “Гроза” Темы, мотивы, символы В “Грозе” соединились и получили новую жизнь многие важнейшие мотивы творчества А. Н. Островского. Противопоставив “горячее
Обзор творчества М. И. Цветаевой. Стихотворения “Роландов рог” Главная тема стихотворения “Роландов рог” (1921) – тема одиночества и сиротства, которая сплавляется с темой поэта
КЛАССИКА Б. А. ЛАВРЕНЕВ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В РАССКАЗЕ Б. ЛАВРЕНЕВА “СОРОК ПЕРВЫЙ” Среди средств выражения авторской позиции обычно называют заглавие произведения, символику,
КЛАССИКА Л. Н. ТОЛСТОЙ НАТАША РОСТОВА, ИЛИ ПОИСК ЖЕНСКОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Толстой в своем романе “Война и
Полемика Г. А. Зябрева Поэма Аермонтова “Мцыри”: позиция автора по отношению к герою Парадоксально, но факт: будучи ключевым произведением Лермонтова и имея обширную историографию,
Михайловский Н. К В чем состоят главные черты писательской индивидуальности Островского и почему она не вызывает страстных споров и резких разногласий? Восстанавливая в своей
Размышления о скудности нашего репертуара (отрывок) Я начал издали, потому что только самые общие причины объясняют, по-моему, почему наш национальный репертуар до сих пор
Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина I. “Это был писатель-боец, стоявший на юру” (И. С. Тургенев). II. Мастер социально-политической сатиры. 1. “Я вырос
Почему В. В. Маяковский считал свою поэму “Облако в штанах” “катехизисом современного искусства”? В своих рассуждениях подчеркните, что одна из четырех частей поэмы “Облако