План:
1. Краткая информация о художнике.
2. Композиция картины.
3. Цветовая гамма.
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях,
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет…
К. К. Романов
Петр Петрович Кончаловский родился в 1876 г. в городе Славянск на Украине в семье помещика. Учился живописи в Петербургской академии художеств и в Академии Жюлиана в Париже. В творчестве П. П. Кончаловского ощущается значительное влияние тестя художника, знаменитого живописца В.
П. П. Кончаловский был одним из основателей общества “Бубновый валет”, члены которого рассматривали творчество П. Сезанна как образец.
Художники, вошедшие в это объединение, отличались особым интересом к изображению цветовой фактуры предметов, фольклорным мотивам в живописи.
Среди работ П. Кончаловского можно найти произведения различных жанров изобразительного искусства: это натюрморты, пейзажи и портреты. Искусствоведы пришли к выводу, что многие работы художника очень близки к таким направлениям в изобразительном искусстве, как кубизм и фовизм. Для кубизма было свойственно экспериментирование с изображением формы предмета, а для фовизма – эмоциональность, резкость цвета. Наиболее известными работами Кончаловского, выполненными в традициях упомянутых направлений, принято считать “Сиенский портрет”, “Сухие краски”, “Портрет Г. Б. Якулова”.
В 1920-х гг. стихийная резкость живописной манеры Кончаловского уступает место более мягкому и романтическому подходу. В качестве примеров можно привести картины, посвященные историческим темам: “Новгород”, “Антоний Римлянин”. Нужно отметить, что творчество Кончаловского достаточно многолико и неоднозначно: среди его работ и “Портрет В. Э. Мейерхольда”, выполненный в драматической манере (режиссер запечатлен как раз в период начавшихся на него гонений), и “Портрет А. Н. Толстого”, как нельзя более вписывающийся в официальные каноны.
1943 г. отмечен для П. П. Кончаловского присуждением Сталинской премии. Скончался художник в начале 1956 г. в Москве.
А теперь следует обратиться непосредственно к творчеству художника. “Сирень в корзине” написана в 1933 г. В СССР прошла коллективизация; начались сталинские репрессии. Каждый день “черный ворон” в одночасье может разрушить чью-то “маленькую жизнь”. В этом же году в Германии пришли к власти нацисты во главе с А. Гитлером.
Пройдет еще несколько лет, и мир будет втянут в кровавую бойню, по масштабам не сравнимую не с одной из прежних войн. А мы смотрим на картину Кончаловского и видим букет сирени – такие же охапки цветов каждую весну видели в беспощадной и мудрой древности, в мрачную и фанатичную эпоху Средневековья… И мы тоже каждый год видим, как вновь и вновь на ветвях распускаются душистые кисти цветов. Их будут видеть наши внуки и правнуки, и многие поколения людей, пока стоит этот мир. События прошлого – материал для историка; а художник и поэт тем и отличается от ученого, что может увидеть и запечатлеть мимолетно-вечное: то, что быстро уходит и вновь возвращается.
“Сирень в корзине” – это вечный мотив торжества жизни, ее красоты и мудрости, о которых мы, люди, нередко забываем в суматохе повседневности. Так ли часто обыкновенный человек останавливается, чтобы посмотреть, как распускаются листья на деревьях, отмечает, какого цвета сегодня небо, есть ли на нем звезды?.. Вероятно, в том и призвание художника – поймать и запечатлеть преходящие мгновения, чтобы дать возможность другим людям всмотреться в них?..
Кончаловский на своем полотне не изобразил никаких лишних деталей. Букет хорошо вписывается в пространство картины, заполняет его. Полотно ориентировано в горизонтальном направлении: легко заметить, что для выбранной композиции это является оптимальным вариантом. Она вписывается в воображаемый эллипс, вытянутый в горизонтальном направлении. Вертикальное направление на картине задает изображение корзины, помещенной в центре живописного полотна; однако мы видим лишь нижнюю часть корзины, в то время как ее верхняя часть тонет в густой пене цветов. Художник четко разграничил поверхность, на которой установлена корзина, и общий фон полотна. Это достигнуто благодаря цветовомуконтрасту: поверхность стола темно-коричневая, в то время как общий фон – светлый, неоднородный, размытый, желтовато-блеклый.
Корзина, на которую падает густая тень от букета, выделяется на фоне темной поверхности стола благодаря коричневато-золотистым отблескам, живо передающим естественную окраску ивовой лозы.
Букет составлен из веточек сирени разных сортов. Присмотревшись, можно прийти к выводу, что веточки сирени не просто засунули в корзину как попало, а продуманно и тщательно составляли композицию. Справа и слева, а также в центре мы видим по две лиловых “кисти”. Между лиловыми цветами помещены ветки сирени с цветами голубоватой окраски. На переднем плане среди белой сирени вставлены две веточки с цветами чистого сиреневого оттенка. Зелень листьев, кое-где золотистых от падающего на них света, оживляет композицию, придает ей естественность и безыску – сность. Свет на картине падает справа.
Особенностью картины является нечеткость, размытость изображения. Художник не стремился тщательно прорисовывать отдельные цветки в “кистях” сирени – он старался верно передать общее впечатление от созерцания пышного букета, огромной шапкой громоздящегося над корзиной. Подобное осмысление реальности было характерно для живописной школы импрессионистов, чье влияние отчетливо просматривается в творчестве П. П. Кончаловского.
Необходимо отметить и некоторые особенности цветовых решений, использованных художником. Сразу бросается в глаза резкий контраст нижней и верхней частей картины. В темных тонах изображены корзина и поверхность, на которой она стоит. Общий фон и букет – светлые, причем темная нижняя часть изображения занимает на картине гораздо меньше места.
Сочинение по картине П. Кончаловского “Сирень в корзине”