Традиционные, канонические представления об Иисусе Христе, как об идеале нравственного совершенства, несколько отличаются от образа, созданного М. БулгаковЫм. А. И. Немцев сказал об этом так: “Иешуа – это авторское воплощение… положительного человека, к которому направлены стремления героев романа”. В романе Иешуа – обыкновенный человек: “Он не аскет, не пустынножитель, не отшельник, не окружен он аурой праведника или подвижника, истязающего себя постом и молитвами.
Как все люди, страдает от боли и радуется освобождению от нее”. Иешуа в глазах писателя – человек, философ, мудрец, целитель, но не Сын Божий. Это лишь образ морального, нравственного закона, вступающего в неравную схватку с юридическим правом.
Поскольку это обобщенный образ, то портрет Га-Ноцри в романе отсутствует: упоминается возраст, описывается одежда, выражение лица, указываются синяки и ссадины – и только. Все-таки Иешуа Га-Ноцри не простой человек: Воланд-Сатана ставит его на одну с собою планку равенства. У БулгаковА Иешуа является богочеловеком. Его наивная вера в добро, которую не могут отнять у него ни страх наказания, ни зрелище вопиющей несправедливости, ставит его выше других людей.
Однако в жизни эта идея добра не защищена. Интересен эпизод, когда Иешуа спрашивают: “Что такое истина?” Поставив себя на место Пилата, Га-Ноцри понял, что мучило прокуратора: “Истина… в том, что у тебя болит голова”. Ответ этот прост и в то же время несет в себе глубинный смысл всего романа – стремление замечать правду сквозь намеки, открыть глаза, прозреть.
Образ Иешуа в романе БулгаковА “Мастер и Маргарита” сложен и многогранен. Но все его качества и черты сводятся в конечном счете к одному: вере в добро и стремлению к справедливости, истине.