И. С. Тургенев был чуток ко всему новому в российской действительности, откликался на актуальные явления современности. В своих произведениях писатель изобразил героев эпохи. Роман “Дворянское гнездо”, опубликованный в журнале “Современник” в 1859 году, – это последняя попытка Тургенева найти такого героя в дворянской среде. Писатель понимал, что Россия подошло в решению важнейшего вопроса: сможет ли дворянство и далее претендовать на роль ведущей исторической силы?
Главный герой “Дворянского гнезда” Федор Иванович
Лаврецкий получил весьма странное воспитание: отец его был сторонником спартанских методов. Иван Петрович приказывал будить сына в четыре часа утра, обливать его холодной водой, велел ему есть один раз в день. Федор регулярно ездил верхом, стрелял из арбалета. Отец заставлял Лаврецкого одеваться по-шотландски, штудировать международное право и математику, изучать геральдику… Когда Федору исполнилось шестнадцать лет, отец стал воспитывать в сыне презрение к женщинам.
Неудивительно было бы, если бы воспитание, полученное Лаврецким, духовно искалечило его. К счастью, этого не произошло. Лаврецкий почувствовал, что книжные истины, которыми его пичкали, далеки от российской действительности, той жизни, от которой его отгораживали.
Он не уподобился своему отцу, типичному “цивилизованному” барину, вольтерьянцу и англоману. Герой пытается преодолеть разлад между теорией и практикой. Вопреки своему воспитанию, Лаврецкий стремится сблизиться с народом, хочет трудиться сам. Лаврецкий “требовал прежде всего признания народной правды и смирения перед нею”.
В споре с Паншиным он выдвигает этот вопрос на первый план. Паншину, утверждающему, что Россия отстала от Европы , Лаврецкий доказывает невозможность скачкообразного развития. Он критикует крайности западнических теорий, отрицает реформы, грозящие безумным перекраиванием жизни народа. Многое заставляет рассматривать Лаврецкого как предшественника героя нового типа. Это и его размышления в эпилоге романа, и спор с Паншиным, и “мужицкие”, богатырские, унаследованные от матери-крестьянки черты. “На личности Лаврецкого, – утверждал Д. И. Писарев, – лежит явственно обозначенная печать народности, ему никогда не изменяют русский, незатейливый, но прочный и здравый практический смысл и русское добродушие”.
Однако замечательно, что в конце романа новая жизнь играет в старом доме и старом саду, не уходит оттуда. Я думаю, писатель хотел сказать этим, что ценности, сформированные в “дворянских гнездах”, вечны, что они должны стоять достоянием и нового поколения.
Сочинение на тему: “Лаврецкий”