Произведения подлинного искусства раскрываются перед человеком не сразу. Чтение художественной литературы – процесс, требующий творческих усилий читателя, захватывающий обязательно и интеллектуальную, и эмоциональную сферы. Творчество настоящего писателя гуманно по всей сущности.
И цель его – каждого человека призвать к совершенствованию ума и души, научить его радоваться красоте, наслаждаться ею, понимать ее.
Совсем недавно я открыла для себя творчество В. Шукшина, которое потрясло меня своей глубиной и своеобразием.
Земля – образ конкретный и поэтически многозначный в творчестве В. Шукшина. Дом родной и родная деревня, пашня, степь, мать – сыра земля… Шукшин пишет о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, о необъемлемо притягательной силе земли.
Этот всеобъемлющий образ естественно становится центром содержания творчества Шукшина: образной системы, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов и поэтики.
Писал ли Шукшин Любавиных, мрачных и жестоких собственников, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, рассказывал ли о разгроме деревенских семей, прощании его со всем земным, ставил ли фильмы о Пашке Колокольникове, Иване Расторгуеве, братьях Громовых, Егоре Прокудине, писатель изображал героев
На фоне конкретных и обобщенных образов реки, дороги, бесконечного простора пашни, отчего дома, безвестных могил. Шукшин наполняет этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему: что есть Человек? в чем суть его бытия?
Земля у Шукшина – образ исторический. Ее судьба и судьбы людей едины, и разорвать эти вечные связи невозможно без трагически необратимых катастроф и гибельных последствий. Судьбы сегодняшние – продолжение звеньев исторической цепи поколений.
Прочны ли эти звенья и как они спаяны? – размышляет Шукшин. Прослеживая жизненный путь отцов и детей, представляющих разные поколения и стоящие за ними эпохи, Шукшин стремится раскрыть их духовный мир, радости и заботы, смысл бытия, во имя чего прожита жизнь.
В рассказе “Дядя Ермолай” этот вопрос остается без ответа. Нужно много взвесить, распознать, обдумать, сопоставить, чтобы понять характер, душу людей старшего поколения. Размышления над смыслом жизни старших поколений неизменно возвращают писателя к извечным и простым истинам: земля, труд, дом, – составляющим основу бытия.
Да, в этом круге замыкались все радости и все интересы, огорчения и заботы дяди Ермолая, его поколения, его отца, деда и далее – в глубину прошлого – уходили проверенные искомые истины. Но оставалась неразгаданной тайна прочности, устойчивости этих истин. Тайна извечного притяжения земли и дома. Обогащение, обновление, даже усложнения содержания исконных понятий и представлений о земле и родном доме в творчестве Шукшина вполне закономерно.
За всем этим – самобытность мировосприятия писателя, его жизненного опыта, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа. Совершенно естественно пристальное внимание Шукшина к современным социальным процессам. Он “допрашивает” наше время, изучает своего современника, чей духовный мир пытается разгадать и обрисовать.
Проза Шукшина остродраматична, психологически уплотнена. Характеры изображаются в напряженно-кризисные моменты выбора, самопознания, трагического прощания с жизнью, разочарования или необычайных – открытий. При этом внутреннее состояние героя как будто обнажено.
Мы узнаем все о человеке: угадываем дисгармонию души, распад с миром, драматизм нравственных поисков или, напротив – высшую гармонию с миром, людьми.
“Человеку приснилась родная деревня. Идет будто он берегом реки… В том месте реки – затон.
Тихо. Никого, ни одной живой души вокруг… В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете”, – пишет Шукшин в своем рассказе “Два письма”. А вот из рассказа “Горе”: “Это даже не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли.
Притаишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, – сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. Жалко, мало у нас в жизни таких ночей”.
Напряженно-возвышенное духовное состояние героя рождается в момент высшей гармонии – слияния с природой. Писатель ак-
Центирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства. Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемственности поколений требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности терпения и доброты – через них познается человек, а через него – время и сущность бытия. Пути постижения писателем бытия ведут его к познанию глубин души человеческой. А в этом – ключ к решению и древних, и новых загадок жизни.
Узнавая дорогих Шукшину героев, убеждаешься в одном: выше всего, прекраснее и глубже не переживания, которые испытывает человек, приобщаясь к природе, постигая извечную власть и обаяние земли, бесконечность человеческой жизни. Убеждаешься в этом, прочитав такие произведения, как “Залетный”, “Верую!”, “И разыгрались же кони в поле”, сАлеша Бесконвойный”.
Совершенно закономерно, что в центре поэтического ряда “люди – земля” выделен образ матери, с ее терпением, добротой, великодушием, жалостью. Поэтизируя простую деревенскую женщину-мать, Шукшин изображает ее хранительницей дома, земли, извечных семейных устоев и традиций. В старой матери-труженице Шукшин видит истинную опору для человека в превратностях судьбы, она для писателя – воплощение надежды, мудрости, доброты и милосердия.
В киноповестях и фильмах Шукшина “Брат мой…”, “Живет такой парень”, “Печки-лавочки”, “Калина красная” найдены характеры, отвечающие положительным идеалам писателя и драматурга, – Пашка Колокольников, Семен Громов, Иван Расторгуев, Люба Байкалова. Пашка Колокольников живет просто, не отдавая себе отчета в привязанностях, в необходимости поступать по велению разума. Его натура противится какому-либо нравственному диктату, потому что руководствуется сердцем. Но деятельное добро – проявление непосредственного, сердечного внимания, которое никем не подписано и не запланировано.
Особенно интересен характер Любы Байкаловой. В этом характере сосредоточены и выявлены крупно, убедительно начала гармонической личности. Люба Байкалова, с ее умом, сердечностью, верностью нравственным устоям семьи – человек обаятельный, активный. Люба не обретает счастья в жизни, переживая утраты, сталкиваясь с чуждыми ее духу силами, но характер героини Шукшина несет в себе идеалы добра, чистоты и душевности.
Возможности этой натуры, по мысли автора, далеко не исчерпаны.
Художественный мир Шукшина – многолюдный, “многошумя-щий”, динамичный, живописный. Создается иллюзия полной естественности его, совершенного единства с реальностью. Океан жизни, как бы вытиснув в момент могучего волнения этот образный мир, не оставил свой бесконечный бег.
За ушедшими придут новые поколения. Жизнь нескончаема и беспредельна.
Иа уроках литературы мы изучали понятие о конфликте. На мой взгляд, творчество Шукшина не дает четкого ответа на основные вопросы бытия. В этом его прелесть.
Не давать однозначного ответа, а научить читателя думать, домысливать, сопереживать.
Поэтому рамки рассказов Шукшина открыты, финалы, за немногим исключением, ждут своего продолжения, призывая к соучастию всю огромную читательскую аудиторию.
Сочинение на тему: ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА