Карточная игра в 19 веке сделалась повсеместно распространенным времяпровождением многих людей – и в России, и за границей. Целые состояния проигрывались за один вечер; вечная надежда на выигрыш снова и снова манила проигравших взять в руки карты, доводя до полного разорения… Болезненная страсть к игре, владевшая значительной частью светского общества, породила такое явление, как профессиональные игроки.
Пушкин упоминает о них в своей повести “Пиковая дама”: В Москве составилось общество богатых игроков, под председательством
Герман, главный герой “Пиковой дамы”, в отличие от большинства товарищей, имел твердость воздерживаться от игры, хотя “имел сильные страсти и огненное воображение”. Его состояние невелико, и он не позволяет себе следовать природным страстям: “… Будучи в душе игрок, никогда не брал карты в руки, ибо рассчитал, что состояние не позволяло ему жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее, – а между тем целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры”. Однако так продолжалось лишь до тех пор, пока герой не услышал рассказ Томского о секрете, которым владеет графиня: “Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил их его головы”.
Какие небывалые планы, один фантастичнее другого, замелькали в разгоряченном воображении героя! “… Что если старая графиня откроет мне свою тайну! – или назначит мне эти три верные карты! Почему ж не попробовать своего счастья?..
Представиться ей, подбиться в ее милость, – пожалуй, сделаться ее любовником, – но на это все требуется время – а ей восемьдесят семь лет, – она может умереть через неделю, – через два дня!…” Однажды он заметил в окне дома графини ее воспитанницу – и решил сделать девушку орудием достижения своих целей. Герман не останавливается ни перед чем: ни перед лживыми признаниями в любви, которые он расточает Лизавете Ивановне в надежде воспользовался ее доверием и таким образом проникнуть к графине, ни перед угрозами, когда графиня не называет ему вожделенные три карты… “Лизавета Ивановна выслушала его с ужасом. Итак, эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь!
Герман смотрел на нее молча: сердце его также терзалось, но ни слезы бедной девушки, ни удивительная прелесть ее горести не тревожили суровой души его. Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения”.
Раскаяние так и не приходит к герою: все его чувства, все стремления поглощает одна страсть – деньги! Даже сверхъестественное появление графини с того света бледнеет перед тайной трех карт, которую она наконец-то открывает Герману: “Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно место. Тройка, семерка, туз – скоро заслонили в воображении Германа образ мертвой старухи”. Он ставил карту за картой, гнул углы решительно, выигрывал беспрестанно, и загребал себе золото, и клал ассигнации в карман”.
Однако вместо ожидаемого богатства неожиданное и скорое возмездие настигает героя: “Герман вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться. Ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась.
Необыкновенное сходство поразило его… -Старуха! – закричал он в ужасе”. Если Бог хочет наказать кого-то, Он лишает его разума, и нераскаявшийся грешник, потерявший все состояние и свою душу. Теряет рассудок.
Сочинение на тему: “Грозные вопросы морали”