Во второй половине XIX века в русскую поэзию вошло новое понятие – космическое сознание. К высокоинтеллектуальным поэтам, обладавшим “космическим” сознанием, причисляли немногих, среди которых одно из главных мест отводилось Федору Ивановичу Тютчеву. “Космическая” тема, тема мироздания, философские размышления о смысле человеческой жизни – наиболее яркая грань поэтического таланта Тютчева. Поэт вырабатывал “обостренность нравственного чутья”, которая и привела его к космическому, философскому сознанию.
Обостренность духовных сил рождала подлинные шедевры поэзии, настоящие картины мироздания – философские миниатюры: “Есть некий час в ночи всемирного молчанья И оный час явлений и чудес Живая колесница мирозданья Открыто катится в святилище небес… ” . Жизнь поэта отразилась в строчках его стихов, философских миниатюр. Философия Тютчева стала результатом его внутренней раздвоенности. С одной стороны, светская жизнь с ее утомительными раутами, блестящими балами, модными гостиными. С другой – душевное одиночество, неудовлетворенность, тоска по чему-то большому, несбыточному.
Поэт постоянно искал смысл жизни и часто его не находил: “… Мужайся, сердце, до конца: И нет в творении творца! И смысла нет в мольбе!” Тютчев постоянно находился в поиске.
Его мучила бессонница. Ночь, звезды стали вечными спутниками поэта. Солнце, звезды для Тютчева – это самобытный светящий мир со своими правилами и законами. На солнце бывают пятна.
Но когда поэт думал о солнце, он забывал о пятнах. Философию жизни Тютчев искал в природе. Он видел одновременно в ней величие, торжество, хаос. Поэт боялся не найти в природе загадку, утратить веру в ее бессмертие и силу. Свои философские миниатюры Ф. И. Тютчев посвящал и великому чувству – любви.
И снова любовь у поэта не возвышенная, а роковая. Стихи Тютчева о любви можно считать плодом раздумий его души, души мятущейся и негодующей, влюбленной и ненавидящей, поэтическим завершением его духовной мысли. Последние годы жизни поэта были связаны с утратами.
Умерла мать, старший сын, внучка Мария, младшая, любимая дочь, старший брат Николай. Тютчев устал от смертей и посвятил много стихотворений этой теме. Однако и смерть для Тютчева перестала представляться далекой и страшной.
Он философски ожидал ее, не ужасаясь скорому ее приходу. Итогом всех философских исканий и размышлений Федора Тютчева можно по праву считать миниатюру-четверостишье, которое поэт посвятил России: “Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У ней особенная стать – В Россию можно только верить”.