Сказки Салтыкова-Щедрина называют баснями в прозе, в них отчетливо прослеживаются фольклорные и русская сатирическая литературная традиции.
В его сказках правдиво раскрываются проблемы народа. Сатирик зло обличает самодержавие, либерализм и господствующий класс, явно подчеркивает тупость, лень, неспособность правящей верхушки мыслить и работать.
В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, никакая
Русский мужик заслуживает того, что “заработал”: “рюмку водки да пятак серебра”.
В сказках Салтыкова-Щедрина в образах зверей изображены человеческие пороки. Например, в “Премудром пескаре” столетний пескарь, проживший свою жизнь в одиночестве, никому не доверявший, боявшийся всех и вся, так и не решился хотя бы раз совершить какой-либо стоящий поступок, он, больной и умирающий, без друзей и родных, бессмысленно проживший жизнь, исчезает неизвестно куда. А жил ли вообще когда-нибудь этот пескарь? Никто с ним не общался, не видел его, советы “премудрого” никому не нужны. Его жизнь прошла серо и уныло, и прожить сто лет, зарывшись в собственной норе, никому не интересно. Пусть жизнь протечет бурно, ярко, интересно, но лучше погибнуть в зубах щуки, зная, что о тебе кто-нибудь вздохнет или заплачет.
В сказке “Медведь на воеводстве” Салтыков-Щедрин придерживается традиционных амплуа: Медведь-воевода у него – майор, Осел – советник, Кукушка – гадалка, Попугаи – скоморохи, Сорока-воровка – ключница, Дятел – ученый-летописец, Соловей – певец и т. д. Его звери полностью ассоциируются с “профессией”, заложенной природой и человеческим восприятием.
Сатирик смеется над пороками общества, которые устраивают это же общество, над окружающей действительностью, которая реальна и совершенно не вызывает смеха.
Сочинение на тему Смерть за честь.
(По произведению М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”).
Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова.
Произвол и беззаконие были “визитной карточкой” опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Заметил царь, что пригорюнился его верный слуга Кирибеевич: не ест, не пьет. Разгневался царь, “…стукнул палкою, (И дубовый пол на полчетверти) Он железным пробил око-яечником…”. Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она – жена купца Калашникова.
Царь Иван Васильевич посоветовал:
…Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное…
…И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитриевне:
Как полюбишься – празднуй свадебку,
Не полюбишься – не прогневайся”.
Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями. Признался в любви, ласкал, целовал, фату бухарскую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калашников и решил в кулачном бою на Москве-реке в присутствии царя наказать опричника. Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи. На следующий день зазывалы бросили клич:
“Ой, уж где вы, добрые молодцы?…
Ктo побьет кого, того царь наградит,
А кто будет побит, тому бог простит!”
Растеклась толпа в обе стороны – вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался “богатырский бой”, и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство “верного слуги”. С царской точки зрения Иван Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова.
“Песня про удалого купца Калашникова” написана Лермонтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа.
Сочинение на тему Басенное начало в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина