Реалистический метод письма обогатил литературу образами-символами. Грибоедов использовал этот прием в комедии “Горе от ума”. Суть заключается в том, что предметы наделяются неким символическим смыслом.
Образы-символы могут быть сквозными, то есть повторяющимися несколько раз на протяжении текста. В этом случае смысл символа становится значимым для сюжета. Особое внимание нужно обратить на те образы-символы, которые вынесены в название произведения.
Именно поэтому следует сделать акцент на смысле названия и образной символике
Для ответа на вопрос что же заключает в себе символика названия пьесы “Гроза” важно знать зачем и почему драматург использовал именно этот образ. Гроза в драме предстает в нескольких ипостасях. Первая – явление природы. Калинов и его обитатели будто живут в предвкушении грозы и дождя.
События, разворачивающиеся в пьесе, занимают примерно 14 дней. Все это время от прохожих или от главных действующих лиц встречаются фразы и том, что надвигается гроза. Буйство стихии является кульминацией пьесы: именно гроза и раскаты грома заставляют героиню признаться в измене.
Более того, раскаты грома сопровождают практически все четвертое действие. С каждым ударом звук становится все громче: Островский будто готовит читателей к наивысшей точке накала конфликта.
Символика грозы включает в себя и другой смысл. “Гроза” понимается разными героями по-разному. Кулигин не боится грозу, потому что не видит в нее ничего мистического. Дикой считает грозу наказанием и поводом вспомнить о существовании Бога.
Катерина видит в грозе символ рока и судьбы – после самого раскатистого удара грома девушка признается в своих чувствах к Борису. Катерина боится грозы, ведь для нее это равноценно Страшному суду. В то же время гроза помогает девушке решиться на отчаянный шаг, после которого она стала честна перед собой.
Для Кабанова, мужа Катерины, гроза имеет свой смысл. Он говорит об этом в начале повествования: Тихону нужно уехать на некоторое время, а значит, лишиться материнского контроля и приказов. “Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…”. Тихон сравнивает буйство природы с непрекращающимися истериками и капризами Марфы Игнатьевны.
Одним из главных символов в “Грозе” Островского можно назвать реку Волгу. Она будто разделяет два мира: город Калинов, “темное царство” и тот идеальный мир, который придумал себе каждый из персонажей. Показательны в этом отношении слова Барыни.
Дважды женщина говорила, что река – это омут, который затягивает красоту. Из символа предполагаемой свободы река оборачивается символом смерти.
Катерина часто сравнивает себя с птицей. Она мечтает улететь, вырваться из этого затягивающего пространства. “Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь” – говорит Катя Варваре. Птицы символизируют свободу и легкость, которой лишена девушка.
Символ суда проследить нетрудно: он появляется несколько раз на протяжении произведения. Кулигин в разговорах с Борисом упоминает суд в контексте “жестоких нравов города”. Суд представляется бюрократическим аппаратом, который не призван искать правду и наказывать за нарушения. Он способен лишь отнимать время и деньги. Феклуша рассказывает о судействе в других странах.
С ее точки зрения только христианский суд и суд по законам домостроя могут рассудить праведно, остальные же погрязли в грехе. Катерина же говорит о всевышнем и о людском суде, когда рассказывает Борису о своих чувствах. Для нее на первое место становится христианские законы, а не общественное мнение: “коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”
На стенах полуразрушенной галереи, мимо которой прогуливаются жители Калинова, изображены сюжеты из Святого Письма. В частности, картины геенны огненной. Катерина сама вспоминает об этом мифическом месте. Ад становится синонимом затхлости и застоя, которых страшится Катя.
Она выбирает смерть, зная, что это один из самых страшных христианских грехов. Но при этом через смерть девушка обретает свободу.
Символика драмы “Гроза” детально разработана и включает в себя несколько образов-символов. С помощью этого приема автор хотел передать остроту и глубину конфликта, который был как в обществе, так и внутри каждого человека. Эта информация пригодится 10 классам при написании сочинения на тему “Смысл названия и символика пьесы “Гроза”.
Смысл названия и символика пьесы “Гроза”