Творчество А. Островского – русского Мольера и русского Шекспира, как его иногда называют, сегодня, в эпоху становления специфической формы “дикого капитализма”, требует новых подходов и более внимательного прочтения, ибо вновь поднимает проблемы, которые волновали общество как в середине XIX, так и в конце XX – начале XXI века.
Драма Островского “Гроза” – одно из лучших его произведений – и сегодня является одной из самых популярных пьес, ставящихся на десятках театральных сцен разных городов. С чем же связан не угасающий
Это – тирания самодурства и денег в купеческом быту, тирания, от которой страдали все члены купеческих семей, особенно женщины. Задачу обличения экономической и духовной тирании “темного царства” и поставил перед собой Островский в драме “Гроза”.
В ней под влиянием новой общественной ситуации он ставит тему обличения шире и глубже. Он не просто обличает теперь “темное царство”, как в других пьесах ” но и показывает, как в глубине его возникает протест против вековых традиций и как старый уклад начинает рушиться под напором меняющейся жизни. Протест против отживших устоев находит выражение в пьесе прежде и сильнее всего в самоубийстве Катерины. “Лучше не жить, чем жить так!” – вот что означало ее самоубийство. Приговора общественному быту, выраженного в такой трагической форме, русская литература до появления “Грозы” еще не знала.
В русской литературе “Гроза” издавна была олицетворением борьбы за свободу. Еще в 20-е годы Пушкин писал: “Где ты, гроза – символ свободы?”
Образ грозы появляется и в стихах революционеров-шестидесятников. Обращаясь к молодому поколению, Некрасов пишет в 1858 году: “…Над неправдою лукавою Грянешь божьею грозой…” У Островского гроза – это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. Недаром кульминационный момент пьесы – сцена покаяния Катерины – происходит во время грозы. Гроза – это и колоссальный выброс до этого набираемой энергии, и процесс очищения, после которого исчезают тучи и становится легче дышать.
Реакционная критика обвиняла драматурга в безнравственности, в нарушении законов театрального искусства. А зрители были в восторге. Впервые со сцены зазвучала пусть горькая, но неприкрытая правда.
В своей статье “Луч света в темном царстве” Н. А. Добролюбов дал блестящий анализ идейного содержания и художественных особенностей драмы “Гроза”. Критик вложил в эту статью скрытый политический смысл. Под “темным царством” он имел в виду мрачный феодально-крепостнический строй России, а самоубийство Катерины рассматривал как вызов деспотическому укладу жизни, как протест личности против любого гнета, начиная с семейного.
В “Грозе”, по мнению Добролюбова, есть что-то освежающее и ободряющее. “Русская жизнь и русская сила вызваны художником в “Грозе” на решительное дело”, – заявлял Добролюбов. А “решительное дело” на эзоповском языке 60-х годов значило революционное дело.
В этих словах – ключ к пониманию идейного смысла “Грозы”. Самодуры с тревогой ощущают, что расшатывается их мир. Они испытывают страх перед непонятными для них явлениями, надвигающимися как очистительная гроза.
Пробуждение в личности чувства собственного человеческого достоинства – вот чего остановить уже нельзя.
Смысл названия драмы “Гроза” Островского