В романе “Преступление и наказание” Достоевский продолжил тему униженных и оскорбленных, соотнеся ее с темой бунта человека, не желающего быть “тварью дрожащей”. В центре произведения история преступления студента Родиона Раскольникова, убившего старуху-ростовщицу. Почему умный, честный молодой человек совершает это преступление?
Раскольников беден, бедна его семья. Он видит жертвенность сестры, готовой идти замуж за нелюбимого, но богатого Лужина, чтобы помочь брату. С состраданием он наблюдает нищенскую трагическую жизнь
Раскольников пытается найти выход. Но собственная бедность, желание помочь своим ближним – не главные причины совершенного преступления. Сам герой признается: “…
Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был”.
Раскольников делит всех людей на две категории: одни могут лишь покорно следовать сложившемуся порядку – их большинство; другие способны нарушать установленные законы и признанные нормы морали, становиться владыками судьбы, не останавливаясь перед преступлениями, – это “избранные”, “необыкновенные” люди, среди них величайший – Наполеон. В этих индивидуалистических идейных построениях Раскольников хочет найти свое место. Он одержим идеей на практике проверить, “тварь ли я дрожащая или право имею…” Он должен доказать, что законы морали существуют для других, ему же дано право преступать их. Убийство старухи – не импульсивное движение, а продуманный шаг. Раскольников рассматривает его как эксперимент, как моральное испытание.
Он понимает, что совершает зло, но он сознательно преступает свою натуру. “Имею ли право?” – этот вопрос волнует Раскольникова больше старухиных денег.
Достоевский выделяет в преступлении Раскольникова прежде всего факт нарушения нравственных законов, а не юридических. Бунт героя против бесчеловечности сам бесчеловечен. Раскольников переживает мучительный кризис. “Я не старуху убил, я себя убил”, – говорит он Соне Мармеладовой.
Раскольников считал, что за свои действия он ответствен только перед собой, а суд людей, их мнение для него не важны, но оказалось, что “разомкнутость и разъединенность с человечеством” очень тяжелы и мучительны.
В развенчании идеи сверхчеловека, преступающего нравственные законы, большое значение имеют другие персонажи, особенно “двойники” Раскольникова.
С некоторым изумлением и с отвращением Раскольников узнает себя в Лужине – расчетливом и бессердечном дельце. Лужин все свои действия оправдывает политической экономией, которая отбрасывает мораль, а на ее место ставит голый расчет.
Согласно рассуждениям Лужина, человек должен заботиться о “личном интересе”, и только. “Экономическая” мораль Лужина приводит к мысли, что “людей резать можно”. Это низменный вариант принципа Раскольникова “все дозволено”.
Другим “двойником” Раскольникова является Свидригайлов, аморалист и циник, потерявший различие между добром и злом. В восприятии Свидригайлова идеи Раскольникова выглядят пошлыми и банальными. Презрение к нравственным нормам, распущенность ведут к нравственной опустошенности и в конечном счете к оправданию преступления.
Раскольникову невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, что она “как все”.
Можно сказать, что многие персонажи романа – это овеществленные проекции души Раскольникова: каждый, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, несет в себе частичку его личности. Они все – осколки души героя, которые он не может собрать воедино. И это будет происходить до тех пор, пока Раскольников не вынесет сам себе приговор.
Сюжет “Преступления и наказания” проходит через две кульминации. Первая точка – преступление, вторая – наказание. Раскольников должен пройти оба состояния, чтобы обрести цельность. Путь от преступления к наказанию намеренно затянут. Каждый из окружающих знает о преступлении Раскольникова.
Но ни один не может решить дело наказания. И все длится собственный суд.
Достоевский не показывает нравственного возрождения героя, так как его целью было развенчать идею о праве сильного на преступление, идею “сверхчеловека”.
Смысл и истоки теории Раскольникова