В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате… автор пишет пьесу “Гроза”, в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым “темным царством”.
Название – ключ к пониманию произведения. Образ грозы прежде всего ассоциируется с общим состоянием мира. Старые устои общества уже изжили себя, и становится актуальной
Также гроза символизирует конфликт. Центральным в произведении становится социальный внешний конфликт, который реализуется с помощью образов жителей города.
Калинов представлен самодурами и угнетенными. Рассмотрим образ Марфы Игнатьевны Кабановой. Она живет по законам Домостроя и патриархального мира.
Для нее важно соблюдение обрядовости жизни, только это может сохранить порядок в доме.
На страхе разрушения устоев, порядков основана и жестокость Кабанихи, зачастую доходящая до античеловечности. Например, Марфа Игнатьевна настаивает на том, чтобы Тихон бил Катерину , и торжествует по поводу ее смерти, обвиняя в разрушении порядка.
Также яркими чертами Кабанихи становятся деспотизм и властолюбие. “Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно. Какой же порядок в доме будет-то?”
Под влиянием свекрови, общества, жизнь которого основана на страхе и лжи , Катерина должна была стать типичным его представителем. Но Катерина становится достойным противником Кабанихи. Катерина тоже сильная личность. Она так же, как и Марфа Игнатьевна, считает, что нет ничего, что могло бы искупить грех. Но от уродливой жизненной логики Кабанихи Катерину спасает способность видеть красоту и искренняя вера в Бога.
Ей чужды ценности “темного царства”. Это частично становится основой внешнего конфликта, который представлен в произведении с помощью психоло – гических пар. Его главная особенность в том, что мировоззрение людей разрушает жизнь друг друга. Например, так произошло в семье Кабановых.
Кабаниха предстает сложной личностью. Несмотря на свою внешнюю жесткость по отношению к близким, она искренне любит своих детей и не понимает, что ломает их жизнь.
Варвара, дочь Марфы Игнатьевны, постоянно изворачивается, лжет, даже перед Богом . Для нее практически не существует ничего святого, потому она уходит из семьи.
Тихон – загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем.
Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам “темного царства”. Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении. Прежде всего, рассмотрим образ Катерины. Желание истинной чистой любви выше доводов разума. Но Катерина осознает греховность желания, и это становится тяжким гнетом для ее души.
Согрешив, Катерина более не обращается за помощью к Богу, но и жить с мыслью о грехе не может, и, соответственно, счастья с Борисом никогда не достигнет. Из-за излишней впечатлительности Катерине видятся недобрые предзнаменования и в изображении геенны огненной, и в словах полусумасшедшей старухи: “…красота… в омут ведет…” и “…все в аду гореть будем…”
В результате на вопрос “куда теперь?” Катерине видится только один ответ: “В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо…
Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех!”
Но, кроме Катерины, внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее.
Он говорит: “…я ее вытащу, а то так и сам… что мне без нее!” Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: “Вы ее погубили!”
Так как пьеса “Гроза” произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами.
Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.
Система образов в пьесе А. Н. Островского “Гроза”