Силлабо-тоническая система стихосложения помимо равного количества ударений требует и соразмерности слогов. Она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Начало силлабо-тоническому стихосложению положили Тредиаковский и Ломоносов. В силлабо-тоническом стихосложении единицей измерения стиха является стопа.
Стопа – это ритмическая единица стиха, которая включает в себя один ударный / и примыкающие к нему безударные слоги. Порядок расположения ударных и безударных слогов в стихе называется размером. В силлабо-тоническом
Двусложные: хорей – ударение на первом слоге, ямб – ударение на втором слоге.
Трехсложные: дактиль – на первом слоге, амфибрахий – на втором слоге, анапест – на третьем слоге.
Для того чтобы определить размер, надо расставить ударения в стихе, посмотреть, на какие – двух – или трехсложные стопы делится стих.
Примеры:
Хорей: Буря мглою небо кроет…
Ямб: Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…
Дактиль:
Славная осень. Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит,
Амфибрахий: Сижу за решеткой в темнице сырой…
Анапест: На заре ты ее не буди…
В XX в. в русской поэзии продолжается развитие стихосложения. В. Маяковским был создан декламационно-тонический стих, составивший новаторскую основу его поэзии. Каждый стих делится на смысловые части; в конце каждой строки стоит самое важное слово, которое выделяется интонационно.
Ритм основан не на равном количестве ударных слогов, а на интонационном выделении слов. Графически это выразилось в знаменитой “лесенке” В. Маяковского:
Я люблю зверье. Увидишь собачонку – Тут у булочной одна Сплошная плешь, – Из себя И то готов отдать печенку. Мне не жалко, дорогая, Ешь!
Хотя декламационно-тонический стих не стал основной системой стихосложения, его использовали многие поэты: Н. Асеев, И. Сельвинский, Я. Смеляков, А. Вознесенский.
Силлабо-тоническая система стихосложения