Пьер Безухов – один из любимых героев Толстого, в образе которого автор отобразил духовные искания дворянской интеллигенции первой трети XIX века. К образу Пьера очень хорошо подходят слова Толстого, написанные им когда-то в своем дневнике: “Чтобы жить честно, надо путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.
Пьер вступает в жизнь очень неопытным молодым человеком, с неустановившимся характером, слабовольным, доверчивым и наивным.
Но он был поставлен в такие обстоятельства, что не мог решиться на смелый поступок и обмануть ожидания всей семьи Курагиных: “Пьер знал, что все ждут только того, чтобы он, наконец, сказал одно слово, переступил через известную черту, и он знал, что он рано или поздно переступит через нее; но какой-то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге”. Воля Пьера была полностью парализована, и он не мог ни уехать от князя Василия, ни сделать предложение Элен, к которой он испытывал влечение.
Ситуация разрешилась в день именин Элен, когда в дом к Курагиным были приглашены родные и друзья: “Всем этим родным и друзьям дано было чувствовать, что в этот день должна решиться участь именинницы”. Толстой описывает убранство столовой, в которой ужинают гости, разговоры, ведущиеся за столом, анекдот, рассказанный князем Василием, чтобы рассмешить присутствующих. Но все пронимают, что главное на этом вечере – развитие отношений между Пьером и Элен: “Что бы ни говорили и как бы ни шутили и ни смеялись другие, как бы аппетитно ни кушали и рейнвейн, и соте, и мороженое, как бы ни избегали взглядом эту чету, как бы ни казались равнодушны, невнимательны к ней, чувствовалось почему-то, по изредка бросаемым на них взглядам, что и анекдот о Сергее Кузьмиче, и смех, и кушанье – все было притворно, а все силы внимания всего этого общества были обращены только на эту пару – Пьера и Элен”. Вся эта обстановка давит на Пьера, вынуждая сделать ложный шаг, и руководителем этого действа являлся хитрый и расчетливый князь Василий, для которого выгода была превыше всего и который в этом же духе воспитал своих детей, принесших впоследствии несчастье не только Пьеру, но и Наташе Ростовой. Пьер находится в полной растерянности, он вспоминает, как началось это странное для него состояние, он не слышит вопросов, обращенных к нему.
Гости постепенно разъезжаются, полные зависти к князю Василию, сумевшему заполучить такого богатого жениха для своей дочери, мужчины завидуют Пьеру, даже мать Элен мучается завистью к счастью своей дочери. Пьер и Элен остаются одни в маленькой гостиной, но он все не делал предложения: “Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье-то чужое место”. Князь Василий, сидевший в гостиной с оставшимися родственниками, не мог найти себе места, несколько раз подходил к Пьеру и Элен, и даже Пьер понял его нетерпение и смущение, но все оставалось по-прежнему.
Наконец князь Василий не выдержал и фактически просто поздравил Пьера с помолвкой, которой не было: он подошел к Пьеру “необыкновенно-торжественно” и поздравил молодых: “Слава Богу! Жена мне все сказала!.. Я любил твоего отца… и она будет тебе хорошая жена… Бог да благословит вас!” Пьер понимает, что все произошло без его участия, но думает, что так и надо, для него главное, что кончилась неопределенность.
Толстой очень простым приемом показывает читателю, что ни о какой любви в отношениях между Пьером и Элен речи не идет: Пьер даже не знает, что сказать своей невесте: “Что-то такое особенное говорят в этих случаях, думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях”. Сама же Элен не теряет присутствия духа, она знает, что помолвку надо скрепить поцелуем, и на ломаном русском языке она говорит Пьеру: “Ах, снимите эти, как эти…”, имея в виду его очки. Пьера поражает животная грубость Элен: “Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движением головы перехватила его губы и свела их с своими.
Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением”. Наконец он вспомнил, что надо признаться в любви, “но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя”.
Иронично звучит концовка главы: “Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых”.
Женитьба на Элен была огромной ошибкой Пьера, но страдания его не были бесплодны: он стал размышлять, анализировать свои поступки, он извлек уроки из сложившейся ситуации, смог изменить себя в лучшую сторону. Толстой показывает нам, что характер человека складывается из многих составляющих факторов, а страдания и муки очищают и облагораживают людей.
Сцена объяснения Пьера с Элен