Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы.
А. С. Пушкин
Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович Фонвизин был основателем русского реализма. “Им начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы – линия обличительно-реалистическая”, – писал А. М. Горький. В своих произведениях Фонвизин мастерски изобличал пороки господствующего сословия, вел борьбу с российским самодержавием,
Все эти пороки общества непременно подвергались его меткой сатире.
Еще в начале своей творческой деятельности Фонвизин сблизился с молодыми прогрессивными литераторами и издателями. Следствием общения с ними стало стихотворение “Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке”, в котором высмеяны основы церковного учения и защитники религии, проповедующие божественную мудрость в создании мира и человека. Автор с откровенной иронией обнажал ложь и лицемерие уставов официальной морали:
Попы стараются обманывать народ, Слуги дворецкого, дворецкие господ, Друг друга господа, а знатные бояря Нередко обмануть хотят и государя; И всякий, чтоб набить потуже свой карман, За благо рассудил приняться за обман.
Фонвизина интересовала не демонстрация абстрактных пороков, а раскрытие реальной жизни представителей “благородного сословия”. Так, в комедии “Бригадир” он показывает царящие в обществе умственную апатию и бездуховность, глупость и жестокость, эгоизм и разврат. За внешней благопристойностью героев скрывается хищный облик собственников, готовых перегрызть друг Другу горло. И бригадир, и советник в прошлом состояли на службе.
Но служба была для них лишь средством достижения единственной цели – карьерного роста, собственной выгоды.
В произведениях сатирика нет искусственного привнесения комических элементов. Их объектом становится реальная жизнь, чистая правда. Созданные образы типичны, их язык и поведение полностью соответствуют среде и эпохе. Яркая картина дикого
вежества и произвола поместных дворян представлена в “Письма к Фалалею”. По мысли автора, безнравственное поведение героев превращает их в подобие скотов, что усиливается слепой страстью к животным и наряду с этим жестокостью к крепостным, которых они вовсе не считают за людей.
Смелую оценку правления Екатерины, обличение всех его недостатков писатель представляет и в “Рассуждении о непременных государственных законах”. Здесь автор затрагивает вопрос о взаимоотношениях народа и государя. Он выражает глубокую уверенность в том, что “…тот не может владеть другими со славою, кто собой владеть не может…”, давая тем самым понять, что не одобряет политику и поведение власти.
По его мнению, Екатерина не исполнила главной задачи правителя – “не ввела в государстве своем правила непременные”, без которых нет гарантии, что и сама она не сделает свое правление самовластным, тираническим.
Именно в размышлениях о социальной и политической жизни страны и рождается замысел главного произведения Фонвизина – комедии “Недоросль”, темой которой становится произвол помещиков, одобряемый высшей властью, и бесправие крепостных. Автор показывает, как рабство убивает в крестьянах все человеческие черты и достоинство. В то же время рабство развращает и самих помещиков, которые утрачивают честь, человечность, становятся жестокими палачами, тиранами и паразитами. Однако писатель не только констатирует упадок моральных устоев общества – он ищет причины этого упадка. “Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания…” – говорит автор словами Стародума и утверждает, что лишь в правильном воспитании состоит единственный источник спасения общества от зла – духовной деградации.
Показывая пагубные следствия рабовладения, автор убеждает нас в необходимости борьбы со скотиниными и простаковыми во имя спасения общества.
Истинный сын своего времени, Д. И. Фонвизин принадлежал к числу передовых людей XVIII века. На протяжении всего творческого пути он утверждал высокие идеалы справедливости и гуманизма. Во всех его произведениях непременно звучит мужественный протест против несправедливости самовластия, гневное обличение крепостнического злоупотребления.
И его метким и верным оружием стала смелая сатира.
Сатиры смелый властелин