Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени
6.2. Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях “Школа мужей” и “Школа жен”
Молодой Мольер видел, что коротенькие комические пьески вызывают большой интерес у публики. Поэтому комедиограф развивает новые черты комедии в соответствии с потребностями зрителей. Комедиограф не опрощает проблематику в пьесах, но ясностью
Постепенно Мольер в творчестве освобождается от фарсовой тематики, ее ограниченности, примитивных форм сюжета, грубостей площадного юмора и обнаженной буффонности в обрисовке действующих лиц. Исполнительскую технику площадных комедиантов Мольер обогащает импровизацией живого слова. Традиционная фарсовая постановка имела в основе только писанный текст, а не живое слово.
С конца 1650-х гг. Мольер считается уже признанным комедиографом. Взгляды Мольера, видение им современного общества, оценка современных нравов, пороков воплощаются в комедию “Смешные жеманницы”. Пьеса становится триумфом Мольера (1659). Сатира комедиографа обрушилась на идеологию прециозного явления в обществе.
По мнению молодого комедиографа, прециозность мешает развиваться здоровому природному началу в человеке. Прециозность к тому времени во Франции становилась просто поветрием, дурной модой, в угоду которой надо было ломать живой язык, нравы, манеры. Зародившись в недрах салонов, прециозность не просто диктовала моду, но стремилась навязать мнение, что именно мода салоннной аристократии является приоритетным во всех областях общественной жизни.
“Смешные жеманницы” Мольера оказались настоящим ударом по жеманству. Для Мольера было очевидно, что прециозность – социальное зло. Мольер основал конфликт пьесы не на противопоставлении образов героев – истинных и ложных прециозниц (изображение двух провинциальных девушек Като и Мадлон, стремящихся следовать модным аристократическим манерам), а на столкновении ложного и истинного взгляда на жизнь, сатире подобных нравов. Комедия отличается двумя особенностями: 1) использование фарсовой традиции; 2) своеобразие форм комического изображения.
С приобретением опыта комедиографа Мольер не мог довольствоваться созданием только фарсовых комедий. Драматургу хотелось большего. Как не велик был успех комических пьес, Мольер шел в театр не для того, чтобы всего лишь потешать публику.
Следующая пьеса “Школа мужей” становится новым открытием творчества Мольера. “Школа мужей” – веселая пьеса, но в основе сюжета высокая моральная тема, это своего рода драматизированный трактат о воспитании, изложенный в лицах и диалогах. В пьесе действуют две главные пары – Сганарель и Изабелла, Арист и Леонора. Сганарель выражает в комедии устаревший взгляд на воспитание человека. Герой считает закономерным деспотическое подчинение себе другого (Изабеллы). В лице Ариста выражается новое осмысление данного вопроса. Герой полагает естественные желания человека как наиболее правильные и ценные.
Вступая на путь создания серьезной драматургии с глубоким моральным содержанием, Мольер не превращается в скучного дидактического писателя. Драматургу не нужно было отстаивать былые ценности абстрактной добродетели. Поэтому молодой комедиограф не в пример писателям-моралистам, не боится жизни, ее страстей и радостей, а в естественном развитии человеческой натуры, наполненной просвещенным разумом, находит истинную нравственную красоту.
Мольер утверждает, что человек может быть счастлив, если следует требованиям природы, не становится распорядителем не чужой судьбы. Данные идеи Мольера получают развитие в новых комедиях.
Создающиеся комедии продолжают развивать темы семейные, любовные, моралистические. Прежде всего, это комедия “Школа жен”. Сюжет, на первый взгляд, достаточно прост. Арнольф, богатый буржуа, воспитывает молодую, наивную девушку Агнессу. Героиня обязана подчиняться опекуну. Ее беспрекословное послушание длиться до того момента, пока героиня не влюбляется в молодого юношу Ораса. С момента влюбленности героиня готова бороться за свою любовь против неестественных требований ненавистного ей опекуна.
Новаторство Мольера заключается в приемах психологического изображения образов героев. В этом плане “Школа жен” – яркий образец антирелигиозной тематики. Комедия содержит ряд непосредственных выпадов против религиозных представлений: насмешки над непорочным зачатием, десятью брачными правилами героя (Арнольфа). В идеи комедии современники увидели насмешку комедиографа над некоторыми библейскими заповедями, что вызвало как одобрительные отзывы, так и гневное осуждение со стороны института церкви. Пьеса насыщена вольнодумными, бунтарскими высказываниями, отстаивающими права человека, материальные и чувственные интересы личности. Мольер раскрывает ханжество, лицемерие, корыстный характер аскетизма. В осмеянии этого Мольер приближается к традициям Рабле. В комедии Мольера слышен оглушительный смех Рабле.
Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях “Школа мужей” и “Школа жен”