В комедии “Ревизор” и в поэме “Мертвые души” Гоголь обра-тился к важным социальным темам. В них речь идет о жизни целых сословий – уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора “вся Русь”. Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически ни городишко, где действует “Ревизор” , ни губернский город N, куда приехал Чичиков.
Смысл и вся направленность комедии Гоголя заставляют признать главным действующим лицом “Ревизора” всю группу чиновников с
Городни-чий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – изворотливый, неглупый, грубый, выслужившийся долгой тяжелой службой, при-выкший хватать все, что плывет в руки, т. е. взяточник и хапуга, в минуту злобной откровенности признавшийся, что ни один купец, ни один подрядчик не мог его провести, что сам он мошенник над мошенниками, обманывал пройдох и плутов, “таких, что весь свет готов обворовать, поддевал на уду”, что трех губернаторов он обма-нул, когда же он поверил, что стал “птицей высокого полета” и может, пожалуй, “влезть в генералы”, то уже откровенно мечтает о генеральской красной ленте через плечо и о том, как будет лако-миться в Петербурге ряпушкой и корюшкой. Не менее выразительны в своей пошлости и другие чиновники. Судья Ляпкин-Тяпкин, который хоть и призван служить правосу-дию, не заглядывает в судебные дела. Он любитель псовой охоты, берущий взятки борзыми щенками. Он считается в городе “вольно-думцем”, так как прочел 5-6 книг.
Попечитель богоугодных заведений Земляника, услужливый и суетливый проныра, доносчик и плут, рассуждает следующим обра-зом: “Человек простой, если умрет, то и так умрет, если выздорове-ет, то и так выздоровеет”. И в больницах, которыми он руководит, лекарств не используют, больные в них похожи на кузнецов. При таком Землянике возможен немец-лекарь, ничего не понимавший по-русски, но исправно моривший людей. Но тот же Земляника дает Хлестакову в богоугодном заведении блестящий завтрак, вот и применение суммам, идущим на лекарства.
Смотритель училища Хлопов, живущий в вечном страхе от вся-ких выговоров, ничего не понимает в педагогическом деле и вечно жалуется на тяготу “служить по учебной части”.Простодушно наивный почтмейстер Шпекин занимается у себя на почте ученейшим чтением вскрываемых писем, чтобы узнать, что есть нового в свете. Все чиновники являются ближайшими по-мощниками городничего. Не случайно в первом же действии Антон Антонович говорит: “Ну, здесь все свои”. На нижней же ступени административной лестницы действуют полицейские: Свистунов, ворующий серебряные ложки и не по чину берущий взятки. Дер-жиморда, дающий волю своим кулакам и для порядка “всем ставя-щий фонари под глазом – и правому и неправому”.И вдруг все это болото встревожилось вестью о приезде ревизора.
Управление города со страху принимает за реви-зора мелкого петербургского чиновника – “сосульку” Хлестакова, остановившегося проездом в городской гостинице. Беззастенчивый хвастун Хлестаков входит в роль и своею болтовней наводит на чи-новников страх. Онберет “взаймы” от городничего и обещает куп-цам устранить его от должности, объясняется в любви жене город-ничего и делает предложение его дочери.
Хлестаков – герой нового времени, “столичная штучка”, представитель канцелярских сфер. По словам самого Гоголя, Хлестаков “один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими”. Папенька отправил его на службу в надежде на “фортуну”.
Хлестаков пленен столичной жиз-нью и “срывает цветы удовольствия” где и как может – это его жизненное правило. “Хлестаков, – говорит Гоголь, – вовсе не на-дувает, он сам позабывает, что лжет. Он берет не взятки у чиновни-ков, а взаймы у хороших людей”. Уезжая после хорошего приема, он не думает, что совершил что-нибудь нечестное.
С ним просто случился забавный случай. В образах чиновников города раскрыты совершенно конкретные социальные уродства, жизнь провинциального городишка воспри-нимается как широкая картина жизни полицейско-бюрократичес-кой монархии Николая I. Смехом казнит своих героев Гоголь. Не даром разоблаченный в своих проделках городничий обращается ко всем со слов
ами: “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” Хищничес-кое паразитическое существование царских чиновников, бюрокра-тов и тунеядцев, их гнусные поступки осмеиваются и изобличаются в комедии как проявление антинародного начала. Провинциальное чиновничье общество, погрязшее во взяточничестве, лихоимстве, олицетворяет паразитизм самодержавного строя.
Недаром, посмотрев комедию, Николай I сказал, что ему попало больше всех. Жиз-ненно правдивая комедия наделала много шума: реакционные круги злобно обвиняли автора в клевете на чиновников и требовали запрещения пьесы. Гоголь же писал: “Малейший признак истины и против тебя восстает не один человек, а целые сословия”.В поэме “Мертвые души”, посвященной поместному дворянству, также изображено чиновничество. Оно повысилось в ранге из уездного стало губернским. Образы чиновников даны общим крупным планом.
Губернатор – “светский” человек, любезный и обаятельный – был не толст и не тонок, имел на шее Анну, и поговари-вали даже, что он представлен к звезде, впрочем, был большой доб-ряк и даже “сам вышивал иногда по тюлю”. Это важное должностное лицо, первое в губернии. В поэме выведен и представитель высшего петербургского света . Это генерал-аншеф, который предлагает израненному офицеру, отстоявшему Россию в Отечественной войне 1812 года, инвалиду без руки и без ноги, ждать отве-та на прошение.
Когда же несчастный калека решительно потребо-вал хоть какой-либо помощи, бездушный чиновник приказал выслать его из столицы. Полицеймейстер, “отец и благодетель города”, должен строго и неуклонно следить за тем, как выполняются законы, отдавать в руки правосудия тех, кто нарушает их, но, наведываясь в гостиный двор, он чувствует себя здесь, как в собственной кладовой. “Хоть он и возьмет, – говорят купцы, – но зато уж никак тебя не выдаст”. Другими словами, за взятку скроет преступление. Этим он приобрел любовь и “совершенную народность”. Гоголь так ведет рассказ, что слово “народность” приобретает противоположный смысл: поступки, действия представителя власти преступны, анти-народны.
Вот остряк и “философ почтмейстер, так неудачно предполо-живший, что Чичиков – это капитан Копейкин. Вот перепуганный прокурор, боящийся своей жены. Оформление купчей крепости – типичный эпизод из повседневной деятельности чиновников. В мо-мент оформления купчей крепости мы встречаемся с тонким чинов-ником Иваном Антоновичем – “кувшинное рыло.
Автор рассуж-дает о способности чиновников превращаться то в орла, то в муху. За своим столом Иван Антонович – орел, а в кабинете начальника – муха. Это взяточник, бюрократ, ловкий стряпчий всяких не-законных дел. Даже Чичиков дал ему взятку, хотя и был другом его начальника. Пустота и безделье губернского общества показаны в разговоре просто приятной дамы с дамой, приятной во всех отношениях.
Чиновники города связаны круговой порукой во взяточничестве, грабеже, обмане. Угодничество перед значительными чинами лишило их возможности распознать в Чичикове мошенника. Они не смогли узнать: “тот ли он человек, которого можно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, кото-рый может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных”.
Гражданский долг, общественные интересы этим чиновни-кам чужды. На балу у губернатора показаны молодые и пожилые чиновники, которые носились кучами по паркету, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. Взятки, воровство, чинопочитание, круговая порука – все это не случайные явления.
Гоголь говорит, что чиновники жестоки и бес-человечны. Сатирически изображая провинциальных чиновников, автор наносит удар по бюрократическому аппарату всего самодержавно-крепостнического государства и дает понять, что эти “блюстители порядка и законности” – такие же мертвые души, как и помещики. По словам Герцена, “с хохотом на устах он без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злоб-ной чиновничьей души.
Комедия Гоголя “Ревизор”, его поэма “Мертвые души” представляют собой ужасную исповедь современ-ной России”.
Сатирическое изображение чиновничества в произведениях Гоголя