Сатира занимает особое место в творчестве Маяковского. Первые сатирические произведения были напечатаны еще до революции на страницах журнала “Новый Сатирикон”. Это были пародийные “гимны” -“Гимн здоровью”, “Гимн судье”, “Гимн ученому”, “Гимн критику” и др.
После революции и в годы гражданской войны Маяковский работал в “Окнах РОСТА”, где создал жанр подписи – едкой, хлесткой, язвительной – под шаржами и сатирическими картинками. Позже Маяковский пишет целый цикл сатирических стихотворений:
В них он изображает разные типы советских мещан, приспособленцев, бюрократов, подлиз. Социальный порок концентрируется в одном герое, образ которого, как правило, гипертрофирован, гротесковый. В “Маяковской галерее” сатирические портреты создаются по принципу “социальной маски”.
Это и портреты политических деятелей капиталистического мира, и образы, воплощающие типичные пороки советского общества.
Маяковский использует все средства сатиры – от иронической насмешки и язвительного сарказма до соединяющего реальное с фантастическим гротеска. В стихотворении “О дряни” поэт издевается над запросами новых советских мещан, которые не простираются дальше желания иметь “тихоокеанские галифища” и “фигурять” в платье “с серпами и молотами” “на балу в Реввоенсовете”. Он раскрывает “нутро” советских обывателей, которые, восприняв антураж, поверхностные приметы принадлежности новому времени и социалистическому строю, в сущности остались обыкновенными буржуазными мещанами и приспособленцами.
Новый, рожденный советской властью порок показан в стихотворении “Прозаседавшиеся”. Заседания по всякому поводу, придающие значимость вчерашнему рабу, а сегодня чиновнику, высмеиваются зло и едко, а сами “заседатели” предстают в гротескном виде:
и вижу, Сидят людей половины, О, дьявольщина! Где же половина другая?
Ситуация доведена до абсурда, чтобы показать нелепость самого явления. Наиболее ярко сатирический талант Маяковского выразился в пьесах “Клоп” и “Баня”. В комедии “Клоп” поэт воспроизвел сатирически многие приметы периода нэпа. Бывший рабочий, а ныне перерожденец Петя Присыпкин заменил свое “неблагозвучное” имя по западному образцу, став Пьером Скрипкиным. Маяковский высмеивает мещанские, пошлые по сути претензии героя.
Вершиной его мечтаний становится женитьба на дочке нэпманши Эльзевире Ренессанс, чтобы “у тихой речки отдохнуть”. Этот “новый” герой -“не мелкота какая-то”, по его собственным словам, он большим интересуется: “Мне зеркальный шкаф подавай!” В пьесе герой постоянно саморазоблачается. Его претензии быть героем нового времени терпят крах.
Второе действие пьесы, когда через 50 лет, т. е. в 1979 г., размораживают Присыпкина, – это метафора. Жители будущего держат Присыпкина в изолированной клетке как вредный экспонат зоосада. Он -“страшный человекообразный симулянт” -“обывателиус вульгарис”, сродни “клопу обыкновенному”.
Такая условность позволила Маяковскому выразить оптимистическую уверенность в том, что в будущем такие “клопы” отомрут.
Пьеса “Баня” направлена против бюрократизма, давящего всякую живую мысль. Главначпупс Победоносиков – тупое существо, возомнившее себя Наполеоном, способным распоряжаться судьбами других. Не видя возможности расправиться с бюрократизмом в то время, Маяковский прибегает к условно-фантастическому перенесению в будущее.
Фосфорическая женщина – посланница этого будущего – отказывается брать в него Победоносикова и его “верного оруженосца” Оптимистенко.
Маяковский расширил возможности жанра комедии, соединив в ней черты трагедии, буффонады, фарса, драмы.
Сатирические произведения В. В. Маяковского