В поэзии М. И. Цветаевой нет и следа покоя, умиротворенности. Она вся в буре, в вихревом движении, в действии и поступке. Всякое чувство Цветаева понимала только как активное действие. Недаром любовь у нее всегда “поединок роковой”: “Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей, / У всех золотых знамен, у всех мечей…”.
Ее любовная лирика, как и вся поэзия, громогласна, неистова. Такие стихи резко противоречили всем традициям женской лирики. В выбранном мною стихотворении Цветаева открывает кредо своей жизни: бороться за все, что дорого,
Мне кажется, ей хватало сил на это, потому что она ясно видела цель перед собой, твердо знала, что поступает правильно, принимает единственно верное решение и по-другому быть не может.
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою – как никто другой.
В стихотворении особенно ярко выражена обращенность поэта ко всему миру, восклицание, крик, резко нарушающие привычную гармонию, обусловленные предельно искренним проявлением обуревавших ее чувств. С одной стороны, лирика Цветаевой – это лирика одиночества, отстраненности от мира, но в то же время – это выражение бесконечной тоски по людям, по человеческому теплу. Противоречивость поэтического мира Цветаевой была и в том, что неприятие обыденной жизни влекло ее за грань повседневности, а восторженное прочувствование каждого мига человеческого существования заставляло страстно отдаваться жизненному горению.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я закину ключи и псов прогоню с крыльца –
Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Метафорические образы золотых знамен и мечей связаны с мотивом битвы лирической героини за свою любовь и с друзьями, и с врагами. Никакая война неспособна ее остановить. Во второй строфе подчеркивается то, что героиня уверенна в своей победе именно в земной жизни. Однако она готова во имя любви вступить в спор даже с богом:
И в последнем споре возьму тебя – замолчи! –
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Отличительной чертой поэтических текстов Цветаевой является их построение на одном выделенном слове. Так, в стихотворении “Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…” ключевое слово – “отвоюю”. Глагол употреблен в форме будущего времени, но опирается в своих аргументах на уверенность настоящего. Эллиптически построенное предложение – “Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес” – также содержит утвердительную интонацию, которая читается за пропущенными глаголами “есть”. Категоричность приказа: “замолчи!” – обнаруживает в героине властность характера, но тем трагичнее звучит: “О, проклятие! – у тебя остаешься – ты…”.
Причем форма глагола “остаешься” отражает продолжительность действия во времени, то неизбежное, с чем героине придется смириться. Но смирение возможно только после “последнего спора”, а пока женщина стоит хоть “одной ногой” на земле, пока не скрестит “на груди персты”, она будет бороться за свое счастье с любимым:
Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой…
Тема смерти осмыслялась Цветаевой в традициях декадентской поэзии “серебряного века”, но мы чувствуем неуемную любовь, страсть к жизни у поэта. Это читается в резкости ритма, порывистости синтаксиса стихотворения, экспрессивности противопоставлений.
Нас поражает книжная романтичность стихотворения, однако вместе с этим яркая афористичность выражения чувств и мыслей создает поразительное ощущение реальности происходящего. Перед нами не просто мечты лирической героини, а ее живая душа, полная переживаний. Разговорные интонации текста сочетаются с высокой торжественной лексикой.
Такие контрасты лексических рядов передают многообразие внутреннего мира лирической героини, в душе которой сочетаются изысканный романтизм и напряженный драматизм человеческих чувств.
В стихотворении “Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…” нашли воплощение самые примечательные черты цветаевской поэзии: активность и уверенность в том, что жить стоит, преодолевая любые преграды, а с другой стороны – чрезвычайная ранимость сердца лирической героини. Внутренняя энергия слова и образа стихотворения заставляют и наше сердце болеть, но это светлая боль, через которую приходит осознание смысла жизни, жизни в любви.
Самое “цветаевское” стихотворение