Брук Ирина 11 “А”
Гимназия №1529
Г. Москва
Сами звезды, только сердца не сжимавшие,
Сами звезды, но уставшие гореть.
И. Анненский
Много ли было сказано о звездах? Уделено ли внимание этим маленьким сверкающим точкам на темном небосклоне в полифоническом мире поэзии? Ответ будет един для всех, кто когда-нибудь прикасался к этому яркому, многоголосому миру, хотя бы раз в жизни открывал томики стихов символистов, акмеистов или футуристов, не говоря уже о таких мастерах слова, как А. Пушкин или М. Лермонтов.
Не только в
Для поэтов XIX века звезда обычно символизирует высшую степень земного одиночества, противопоставленного небесной торжественности. Антитеза является очень распространенным приемом и у литераторов XX века.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
М. Лермонтов
В лирике же начала XX века, создавая художественную концепцию человека, поэты наделяли героя не только земными, но порой и космическими устремлениями. Это свойственно символистам и акмеистам. Также это свойственно и реалистам.
Перечитывая строки О. Мандельштама, И. Анненского, И. Бунина, С. Городецкого, В. Маяковского, порой не сразу понимаешь, какая роль отводится звезде в судьбе поэта.
Для О. Мандельштама характерен прием, называемый оксюморон. Обычно это выражается в противоположном отношении к самим звездам. В начале стихотворения он пишет:
Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
А в конце:
Дев полуночных отвага
И безумных звезд разбег…
Для Бунина специфическим приемом является метафоричность. Он использует 6 эпитетов в восьми строках:
Звезда дрожит среди вселенной…
Чьи руки дивные несут
Какой-то влагой драгоценной
Столь переполненный сосуд?
Звездой, пылающей, потиром
Земных скорбей, небесных слез.
Зачем, о Господи, над миром
Ты бытие мое вознес?
Так же автор использует гиперболу в первой строке. Ее можно сопоставить со строками пушкинского “Анчара”:
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один среди вселенной.
Гипербола символизирует отчуждение, оторванность от мира бренного, устремление куда-то в другие миры.
Для лирического героя И. Анненского звезда – спасительный свет, жизнь без которого потеряла бы смысл. Его звезда превращается из небесного тела в близкое существо, живущее “среди миров в мерцании светил”. Общение с ней ему необходимо
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с ней не надо света.
В этом стихотворении тоже проведена линия отчужденности, словно отрезающая лирического героя от Земли, от низкого общества, но из-за применения гиперболы у Бунина она выделена четче, и тем самым создается впечатление полной оторванности героя от бренного мира.
Важна роль риторических вопросов, с помощью которых лирический герой И. Бунина вступает даже в своеобразный диалог с Богом:
Зачем, о Господи, над миром
Ты бытие мое вознес?
Риторические вопросы, обращенные к Творцу, проникнуты высшей формой откровения.
Для В. Маяковского они становятся особенно излюбленным приемом. Для него это разговор не с условной риторической фигурой, а с безликой толпой, которую описывает в стихотворении “Нате”. Он не просто ставит людей ниже себя, а стремительно возносит себя вверх, над тем вселенским чувством, перед которым благоговели лирические герои И. Бунина и И. Анненского, и даже надсмехается над ним, называя звезды “плевочками”.
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки
Жемчужиной?
Снисходительно относясь и к лирическому герою, он высмеивает земного обычного человека. Маяковский не признает божественной красоты и отчуждает других от этого чувства, предлагая взамен красоту земную, становящуюся живой и чувственной для всех, кто ее признает.
В этом то мы и видим отличие футуризма от остальных течений. Но это не единственное различие Маяковского с Буниным и Анненским. Например, кульминацией в стихотворениях других двух авторов являются две последние строки:
Зачем, о Господи, над миром
Ты бытие мое вознес?
И. Бунин
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с ней не надо света.
И. Анненский
У Маяковского кульминацией служат строчки:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Они не просто значимы сами по себе. Восприятие читателей усиливается за счет анафоры. Ведь эти строки есть как в начале, так и в конце стихотворения.
Если обратиться к звукописи, то можно заметить, что у И. Бунина в большинстве используются звонкие, “дрожащие” сочетания звуков, , а у И. Анненского – глухие, “мерцающие” , , . Казалось бы, что слова “мерцание” и “дрожание” имеют одинаковый смысл, но, на самом деле, они придают различные оттенки.
Маяковский использует такие приемы усиления восприятия, как эпитеты и метафоры:
…метели полуденной пыли…
…беззвездная мука…
…спокойный наружно…
Безусловно, правильным будет вывод, что тема звезды занимает особое место в русской литературе. Это доказано тем, что к ней обращаются поэты, представители абсолютно разных течений. О звездах сказано много слов…
Но этот мир остается для нас неизведанным, и мы никогда не сможем до конца разгадать загадку такого непреодолимого влечения писать о звездах.
“Сами звезды, только сердца не сжимавшие”