Я скажу: “Не надо рая.
Дайте родину мою”.
С. Есенин
В последнее время появилось много статей о загадке гибели С. А. Есенина. Смерть этого человека волнует, прежде всего, потому, что он был необычайно ярким и талантливым поэтом. По словам А. М. Горького, даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой силой чувства, такой совершенной вырази – тельностью.
Творчество поэта многогранно, но тема любви к родной стране проходит от нача – ла до конца его литературной жизни. Мне кажется, что для Есенина не существовало
Поэт любил Россию страстно, искренне, нежно. Никто и никогда так не напишет:
О, Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Он признается:
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.
Родина видится Есенину прежде всего через ее природу. Может быть, поэтому всякий, кто познакомился с его творчеством, уже не забудет “белого перезвона берез”, “березового ситца”, “розовой води” и других изумительных образцов.
Чувство к Родине, проходя через всю поэзию, меняло вместе с тем оттенки. Ранние стихи окрашены грустью, звучат трогательно, неповторимо.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
От слов будто веет запахом полей ржи, васильками, дымом печей. Революция, которую Есенин приветствует, меняет тематику его творчества. В стихах поэта отчетливо зазвучали социальные мотивы и революционные настроения.
Однако он принял революцию как нечто очищающее, как начало идеального будущего, которое виделось ему как трудовая и счастливая жизнь зажиточных крестьян.
К сожалению, его наивные представления натолкнулись на суровую и кровавую реальность. Уже до Октября он мог наблюдать:
Сплошные мужицкие войны —
Дерутся селом на село.
А уж гражданская война привела к окончательному разорению. Вспомним, как в поэме “Анна Снегина” старый мельник рассказывает об одном эпизоде войны:
Вот тут и пола потеха…
С потехи такой — околеть.
Разорение деревни, пренебрежение к крестьянам со стороны новой власти, продотряды и прочее вызвали кризис в настроениях писателя. “Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал”, — признается он в одном из писем. Возникает тема Руси, истерзанной войной.
Не ты ль так плачешь в небе,
Отчалившая Русь? — вопрошает Есенин.
Новая власть утвердила гегемонию пролетариата, а для Сергея Александровича Россия – это, прежде всего, крестьянский народ. И, кажется ему, что нет у народа больше защитника.
О Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай. — утверждает он. И вновь: “Я последний поэт деревни…”
Любовь к “голубой Руси” помогла Есенину преодолеть душевный кризис. Подымалось и крестьянство, а вместе с ним возрождалась и страна. После посещения заграницы поэт почувствовал новый прилив чувств к России, которую впервые захотел увидеть “через каменное и стальное”. Творчество его засветилось новыми гранями.
Последний год жизни был необычайно плодотворным… Смерть лишила нас новых шедевров.
Когда-нибудь тайна смерти Есенина будет раскрыта. Бесспорно, он мог убить себя сам, потому что был человеком неуравновешенным и подверженным слабостям. Но и властям было за что не любить его… Недаром ведь Сталин запретил его произведения, возвел в смертный грех чтение его стихов.
А нарком просвещения Луначарский подвергал суровому и резкому осуждению деятельность имажинистов, к которым принадлежал и Есенин.
Размышляя над трагедией, совершившейся в гостинице “Англетер”, я порой думаю, что судьба распорядилась правильно. Ведь Сергей Александрович не сумел бы пере – жить коллективизацию. Он, так любивший крестьянство, не перенес бы трагедии на – шей страны.
Есенин — удивительно народный поэт. Недаром так легко поются песни на его стихи. Миллионам и миллионам россиян его творчество будет внушать любовь к род – ной земле, природе, селу. Каждому, кто полюбил его стихи, хочется вместе с ним воспевать
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
“…С названьем кратким Русь”