КЛАССИКА
А. С. ПУШКИН
РУССКОЕ ДВОРЯНСТВО В ПОВЕСТЯХ А. С. ПУШКИНА “ДУБРОВСКИЙ” И “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”
Общественно-политическая ситуация в России после войны 1812 года может быть охарактеризована как момент, когда основной, решающей силой общества становится дворянство. Именно лучшие представители дворян, люди, прошедшие путь сближения с народом во время Отечественной войны, выходят на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Но все ли дворяне достойны своего общественного положения? Этот вопрос занимает многих писателей начала
Анализирует проблему дворянства и великий русский писатель А. С. Пушкин. Он вырабатывает свой, личный взгляд на эту тему, связанный, во многом, с фактами биографии Пушкина и с его отношением к настоящему и будущему России. В стихотворении “Моя родословная” Пушкин иронизирует над новыми русскими дворянами, которые заняли высокие посты в государстве благодаря интригам и дворцовым переворотам. Настоящими дворянами, теми, кто достоин носить это звание, Пушкин считает людей, принадлежащих к древним дворянским родам. В семьях этих людей сохранились высокие представления о чести и достоинстве, а именно это, по мнению писателя, должно составлять основу дворянского благородства.
В повести “Дубровский” Пушкин описывает двух помещиков: Дубровского и Троекурова. Когда-то они были, друзьями, но смешной случай становится причиной их ссоры. Троекуров представлен в повести жестоким человеком, не останавливающимся ни перед чем ни в удовольствиях, ни в мести. Но в какой-то момент он сталкивается с молодым Дубровским. Владимир не способен примириться с оскорблением, нанесенным его семье, и начинает мстить. В повести он представлен как романтический разбойник, который вершит свой суд над несправедливостью, царящей в мире. Дубровский становится защитником простых людей и настоящей грозой дня помещиков. Не удивительно, что крестьяне называют его отцом и кормильцем.
Если образ молодого Дубровского связан, скорее, с романтической традицией благородного разбойника, то Гринев, главный герой повести “Капитанская дочка”, – образ гораздо более глубокий. Пушкин не случайно делает повествователем, свидетелем событий пугачевского бунта дворянина. Герой оказывается в двойственной ситуации: он осуждает и не принимаем восстание, но вместе, с тем он же вынужден свидетельствовать о гуманности, справедливости и великодушии Пугачева.
Пушкин наделяет Гринева великолепными нравственными качествами. Он добр, честен и благороден, и эти черты писатель связывает с происхождением героя. Отец Петра не очень заботится об образовании сына, но с детства прививает ему основной жизненный принцип: “Береги честь смолоду”.
Юному Гриневу чуждо стереотипное отношение к крестьянскому бунту. С одной стороны, он считает соратников Пугачева преступниками, но в то же время он верит своим чувствам и видит глубину души крестьянского царя. Не случайно в повести подчеркивается, что оренбургский губернатор вызывает у героя презрение, а Пугачев – восхищение.
Главное испытание для Гринева состоит в том, что он ставится в ситуацию выбора между долгом и чувством. Как дворянин, он не может преступить через свои представления о чести и остается верен принесенной присяге даже в той ситуации, когда на карту ставится его жизнь. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши. Офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев с твердостью отвечает отказом, так как присягал государыне-императрице.
Такой герой, безусловно, близок Пушкину. Антиподом Гринева в повести является Швабрин. Этот человек никогда не был нравственным, и это мы видим в эпизодах, посвященных взаимоотношениям героев с Машей Мироновой. Но поведение Швабрина во время пугачевского бунта уже не оставляет сомнений: этот человек бесчестен и беспринципен. Ради собственной выгоды он с легкостью переходит из одного лагеря в другой и даже после поражения восстания пытается оклеветать Гринева.
Итак, мы видим, что многие герои-дворяне описаны Пушкиным с чрезвычайной теплотой, поскольку он, будучи близким другом декабристов, связывал с лучшей частью дворянства свои надежды на светлое будущее России. Но писатель-реалист видит и других дворян, которые легко расстаются со своими представлениями о чести и долге.
РУССКОЕ ДВОРЯНСТВО В ПОВЕСТЯХ А. С. ПУШКИНА “ДУБРОВСКИЙ” И “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”