Б своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины – родины поэта. “Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб” стали колыбелью его поэзии.
Известно, что первыми произведениями Сергея Есенина стали частушки для деревенских девушек. Да и как же иначе? Ведь поэт сам сказал:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
С самого детства Сергей Есенин воспринимал
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Поэт ощущает себя частью этого огромного мира. На лоне природы его душа очищается:
Позабыв людское горе,
Сплю на вырубках сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
Жизнь природы неотделима от жизни человека: Кого жалеть? Ведь каждый в мире
Странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.
Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблок дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии.
Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая” также передается нам при помощи образов природы. Осень – это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего,
Но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.
Сергей Есенин искренне признается: “Моя лирика, жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”. В понятии родины для поэта слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”.
Любовь к родной рязанской земле перерастает у поэта в большое, всеобъемлющее чувство к России:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Поэт не мыслит себя без русской природы. “Страна березового ситца” стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту. Ну разве можно сказать лучше?
Я навек за сиянье и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…
РУССКАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА