Русская литература первого десятилетия XXI века представляет собой огромное дискуссионное поле. Особенностью современной культуры является ее многомерность, одновременность существования разных субкультур. Рядом сосуществуют элитарная и массовая литература, литература “толстых журналов” и сетература.
В современной русской литературе жанр превратился из явления канонического в маргинальное. В творчестве писателей XXI века практически невозможно найти чистую жанровую форму романа, повести, рассказа.
Они существуют обязательно с каким-то “довеском”, часто превращающим то, что поименовано, например, романом, в нечто, трудно определяемое с точки зрения жанра. Современные жанровые модификации обусловлены не столько факторами литературной действительности, сколько внелитературными моментами: социокультурной ситуацией, массовыми потребностями, стремлением автора к оригинальности. В литературе происходит не естественный жанровый синтез, а синестезия, то есть выход за жанровые пределы произведения с обретением не свойственных ему от жанровой природы возможностей смежных видов искусства или даже разных искусств.
Известны формы филологического романа, компьютерного, киноромана, винтажного романа, роман-шарж, роман-эссе и др.
Элитарная литература ориентируется на художественную уникальность, авторский эксперимент, обращается к философскому осмыслению мира, к поискам нового героя и новых мировоззренческих основ. Писатели моделируют новые жанровые формы, модифицируют сложившиеся жанры романа, повести. В результате трансформаций появляются синтетические жанры: Писатели, уточняя специфику созданной формы, в подзаглавии дают жанровые определения своим произведениям: А. Кабаков “Дом моделей. Повесть скучного времени”, Н. Рубанова “Люди сверху, люди снизу.
Текст, распадающийся на паззлы”, А. Королев “Быть Босхом. Роман с биографией”, И. Лиснянская “Хвастунья. Монороман”, С. Боровиков “Крюк. Ненаписанный филологический роман”, Г. Балл “Крик” пригча-плач, В. Березин “Жидкое время.
Повесть клепсидры” и др. Некоторые жанровые образования возникают при синтезе элементов не только разных жанров, но и разных видов искусства. Признаки музыкальных форм можно увидеть в романе-опере Л. Гиршовича “Вий, вокальный цикл Шуберта на слова Гоголя”, Е. Шварц “Концерт для рецензий”, в повести-романсе Ж. Снежкиной “Люблино”.