Безусловно, А. С. Пушкина очень волновала тема восстаний в России – как крестьянских бунтов, так и таких, как события декабря 1825 года, в которых принимали участие его близкие друзья.
Раздумья над этим обратили мысль автора к драматическим событиям истории, и он пишет очерк “История Пугачева”. Но как художник, А. С. Пушкин не смог полностью выразить себя в историческом труде, и у него возник замысел художественного произведения о пугачевском восстании.
Герои “Капитанской дочки”, обычные люди со своими обычными человеческими
Герой “Капитанской дочки” юный Петруша Гринев еще не умеет оценивать события, непосредственным участником которых становится. Он просто живет, чувствует и поступает так, как велит ему совесть. Обезоруживающая честность не раз спасает ему жизнь. Эта же честность – залог особого доверия читателя ко всему, о чем рассказывает Гринев.
Конечно же, нельзя сопоставлять Гринева с Пушкиным ни по уму (вспомним его рассказ о жизни в родительском доме до армии), ни по душевным качествам (богатство и многогранность духовного мира поэта не вызывают сомнений, чего не скажешь о Гриневе), но в отношении чести и долга их мнения совпадают.
Дворянин, не считающий для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону восставших, – это мог быть и Пушкин.
В заметке от издателя А. С. Пушкин пишет, что единственное дополнение его к рукописи Гринева – это эпиграфы. Таким образом, только в эпиграфах автор напрямую выражает свою позицию.
Первый и главный из них – “Береги честь смолоду”. Проблема чести – одна из главных в “Капитанской дочке”. Положительные герои – те, кто “берег честь смолоду”. Это Гринев, Маша, семья Мироновых. К ним же в некоторой степени можно отнести и Пугачева. По крайней мере, в отношении Гринева он поступил честно.
Повествователь в “Капитанской дочке” – это тот же Гринев, но уже в старости. Он смотрит на себя со стороны, посмеивается над ошибками молодости, над своей неопытностью, но он и гордится тем, что не потерял своего дворянского достоинства. Основные жизненные принципы его сформировались уже тогда и остались неизменными.
В отличие от молодого Петруши, все мысли которого были заняты любимой девушкой, Гринев-повествователь дает оценку и историческим событиям. Это именно он говорит: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка – полушка, да и своя шейка – копейка…”
Получается так, что в самом центре решающих событий истории находится средний, гораздо более заурядный человек, чем сам Пушкин, тем не менее им же выбранный. Это вызывает у читателя доверие. Искренний и открытый Гринев рисует объективную картину происходящего, не дает поводов для подозрений в каком-либо “умничанье” (кстати, любимое его слово). Язык Гринева-повествователя прост и доступен, без затей. Пушкин-поэт мог использовать описание бурана как аллегорию крестьянского восстания: “Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!” Гринев же просто описывает метель, благодаря которой он познакомился с Пугачевым.
Повесть “Капитанская дочка” повествует не просто о народном восстании, а об общечеловеческих проблемах. Нигде в повести мы не встретим описания угнетенного народа. Наоборот, например, Савельич бескорыстно любит своих хозяев и предан им.
И все же “Капитанская дочка” – глубоко народное произведение, даже общенародное, примиряющее все сословия. Почти все эпиграфы к главам взяты из народных песен и пословиц. Они становятся выражением чувств героя-дворянина. Пушкин говорит нам, что жизнь сложнее любых схем, что для объединения людей недостаточно их принадлежности к одному сословию.
Гриневу намного более симпатичен Пугачев, чем Швабрин – такой же, как он, офицер. Каждый герой повести – не просто представитель своего сословия, но самостоятельная личность: и Савельич, и Пугачев, и императрица.
Пугачев – представитель народа, но он не смешивается с толпами людей, идущих за ним, он вождь и понимает, что одинок и что рано или поздно его предадут. Обсуждая калмыцкую сказку об орле и вороне, Пугачев и Гринев высказывают свою жизненную позицию. Пугачев не может жить иначе, для него бунт – смысл жизни, для Гринева же – “жить убийствами и разбоем значит клевать мертвечину”. Герои не сходятся в определении основы жизни и тем не менее остаются доброжелательны друг к другу.
В “Капитанской дочке”, в повести о народном бунте, относительно мало описаний кровопролития, всем и так хорошо известна жестокость крестьянской войны. Но там, где такие сцены есть, в них изображены страдания обеих сторон: это и башкирец с изуродованным лицом, и смерть четы Мироновых.
Снова А. С. Пушкин разрушает любые схемы и главным измерением сюжета делает такое человеческое качество, как сострадательность, обычная доброта. Вспомним, как впервые в повести появляются Пугачев и императрица – словно два полюса. Герои встречаются с ними как с обыкновенными людьми, и лишь затем выясняется, что оба они наделены властью и оба проявляют милосердие лишь к тем, кому лично симпатизируют. Избирательно.
В этой повести отразилась мечта поэта о возможности устройства такого мира, где все зиждется на добрых и мудрых человеческих отношениях; герой и повествователь помогают внушить именно эту мысль читателю.
А. С. Пушкин в повести “Капитанская дочка” использует свой излюбленный прием; сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является Гринев. Также от лица вымышленного автора написаны, например, “Повести Белкина” и “История села Горюхина”.
А. С. Пушкин создает вполне определенный образ повествователя – поместного дворянина. Детство его проходит в деревне, растет он недорослем, затем отец отправляет его на военную службу, и через какое-то время он возвращается в родовое поместье и решает заняться сочинительством. Примерно так же выглядит история рассказчика “Капитанской дочки”; линия “автор – повествователь – герой” здесь прослеживается довольно четко.
Пушкин как будто строит лесенку во времени: сам он смотрит из XIX века на повествователя, который в свою очередь пишет о себе в молодости. Таким образом, до читателя доходит многомерная историческая картина, сложная, как сама жизнь.
РУССКАЯ ИСТОРИЯ В ПРОЗЕ А. С. ПУШКИНА (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)