… дуновенья бурь земных
И нас нечаянно касались.
А. С. Пушкин
Великим поэтам России А. С. Пушкину и М. Ю. Лермонтову довелось жить в эпоху, когда личная судьба человека была самым тесным образом связана с историческими событиями – судьбами государств и народов. Их современник А. И. Герцен сказал в своих мемуарах “Былое и думы”: “Это отражение истории в человеке, случайно встретившемся на ее пути”.
Но, по-моему, такие люди, как Герцен, Пушкин, Лермонтов, вовсе не случайно встретились на пути истории – они были ее участниками.
Тема русской истории в творчестве А. С. Пушкина – одна из главных. Достаточно вспомнить “Полтаву”, “Бориса Годунова”, “Капитанскую дочку”, поэтому “Медный всадник”. Пушкин-лицеист вместе со своими товарищами начинал день с чтения газет, где печатались сообщения с полей сражения.
Отряды ополченцев мимо Лицея шли на фронт. Впоследствии поэт вспоминал:
Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой удалялись. Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас…
Он был единомышленником декабристов, героев войны 1812 года, лицейских друзей. Пушкин не скрыл от Николая I, что участвовал бы в восстании, если бы 14 декабря 1825 года был в Петербурге. Рискуя собственной свободой, он передает ссыльным свое послание “В Сибирь” – гимн их мужеству, их бескорыстному подвигу. Поэт призывает ссыльных хранить “гордое терпенье”, уверяет, что “дум высокое стремленье” героев 1825 года найдет отклик в сердцах современников и потомков, что “оковы тяжкие падут, темницы рухнут…”
По мнению Пушкина, память о своем прошлом составляет одно из богатств народа – его культуру; в этой памяти основа уважения к себе каждого отдельного человека. Вот почему одним из любимых героев его лирики был Петр I, суровый, жестокий, но мудрый царь. В годы николаевской реакции, после встречи с царем, Пушкин обращается к нему в стихотворении “Стансы”, как бы подсказывая новому царю программу действий: “во всем будь пращуру подобен”, помни, что он “смело сеял просвещенье”, будь “памятью, как он, незлобен”.
Последние строки – призыв к смягчению участи ссыльных декабристов. Надо было обладать большим мужеством, чтобы публично призвать царя-деспота к амнистии. Но жизнь показала поэту, что “милости к падшим не будет”, и он вновь и вновь обращается к героическим страницам русской истории, к ее подлинным героям.
В 1831 году созданы стихотворения “Перед гробницею святой” и “Клеветникам России”, напоминающие о великом прошлом родной страны, о ее подлинных героях.
То, что для Пушкина было настоящим или недавним прошлым, для Лермонтова – уже история. Всего 15 лет разделяют великих поэтов России, но это целая эпоха. Лермонтову не пришлось пережить патриотический подъем 1812 года, он, к великой своей беде, не знал дружеского круга братьев-единомышленников.
Его юность совпала с годами деспотизма николаевского режима. Современники, отказавшиеся от декабристских идеалов, предавшие их, были чужды поэту, и он, противопоставляя свое поколение героям прошлого, ищет утешение и надежду в недавних событиях истории России. Поэт видит в народе, победившем Наполеона, сказочного богатыря. Так, в стихотворении “Два великана”, написанном в 1832 году, он создает аллегорическую картину битвы “старого русского великана” с “трехнедельным удальцом” , а через пять лет, к 25-летию Бородинского сражения, пишет прославленное “Бородино”, где открыто противопоставляет героев прошлого, чудо-богатырей, своим современникам:
Да, были люди в наше время. Не то что нынешнее племя: Богатыри – не вы!
Впервые в русской поэзии Лермонтов рассказал о великом историческом событии устами простого солдата, рассказал очень просто, используя разговорную речь. “Бородино” – не только жемчужина русской поэзии, но и вызов царю-деспоту, унижающему народ, забывшему о его великом историческом подвиге.
Знакомство с солдатской средой во время ссылки на Кавказ, дружба с поэтом-декабристом А. Одоевским очень много значили для Лермонтова. Укрепилась его вера в народ, еще враждебнее стал относиться он к литературному и бездушному высшему свету. Участие в военных действиях сделало раздумья поэта об исторических судьбах народа беспощадными и бесстрашными.
Он, отважный, храбрый офицер, имел на это моральное право. В одном из лучших своих произведений “Валерик”, рисуя кровопролитное сражение на горной речке Валерик в Чечне, Лермонтов задает великий и вечный вопрос:
…Жалкий человек, Чего он хочет?! Небо ясно, Под небом места много всем, Но непрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?
Этот вопрос вмещает в себя больше, чем осуждение войны, – это осуждение всякой вражды между людьми, призыв к человечности. Сила этого “зачем?” передалась всей русской литературе. Великий лермонтовский урок истории перерастает в философские раздумья о взаимоотношениях между людьми, о цене свободы и бесценности человеческой жизни.
Сто шестьдесят лет назад не мог знать Лермонтов, что сражение близ “речки смерти” – лишь один эпизод долгой, кровопролитной и изнурительной кавказской войны, которая продолжается, увы, и сегодня.
Зачем? Почему политики не вдумываются в вещие строки гениальных поэтов? Что мешает им, сегодняшним, усвоить уроки истории, данные великими учителями – патриотами А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым?
Русская история в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина