Ранняя романтика Горького проникнута поисками активного героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпиграфом к жизни такого героя могли бы стать слова из “Песни о Соколе”: “… безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!”
Вершиной романтического героического характера является образ Данко. Красивая самоотверженная смерть горьковского героя, самопожертвование ради других – вот идеал романтического взгляда на мир.
Анализируя рассказ “Старуха Изергиль”, следует исходить из этического идеала писателя. Для Горького человек вне людей – ничто. Изгнанный Ларра, в начале рассказа старой цыганки сильный, красивый, смелый, лишается всех этих качеств под воздействием высшей кары – отторженности от людей. Мало быть сильным, красивым, смелым, гордым для того, чтобы возвыситься над людьми, – утверждает Горький.
Надо обладать еще и главным – добротой к людям. Надо, чтобы эта доброта была действием во имя людей. Только в этом случае и возникает понятие героизма.
Два сильных характера в “Старухе Изергиль” – Ларра и Данко – два потенциальных героя. Но один презирал людей, другой любил их.
“Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!” – эта крылатая фраза Гете как нельзя лучше раскрывает умонастроение Горького. Его ранние романтические герои гибнут в борьбе с врагом. Другого выхода, другой красоты Горький пока не видел.
Лишь в начале 90-х годов характер горьковского романтического утверждения революции теряет жертвенность. В “Песне о Буревестнике” уже не будет героической гибели во имя идеи. “Черной молнии подобный”, буревестник “гордо реет” “между тучами и морем” как символ завтрашней победы.