Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, – ведь пейзаж помогает воссоздать реальность описываемых событий, проявляет авторскую точку зрения, раскрывает причины поступков героев. Пейзаж и природа в романе “Герой нашего времени” позволяют нам, читателям, во всей полноте постичь замысел автора именно потому, что характер описания природы, пейзажные зарисовки разнообразны и точны.
Описание природы Кавказа в романе “Герой нашего времени” создано неравнодушным пером –
Может быть, благодаря этому пейзажи кавказской природы потому так глубоки и тонки у поэта.
Характеристика места как функция пейзажа в романе
Роль пейзажа в “Герое нашего времени” разнопланова и многогранна. Лермонтов с его помощью обозначает, характеризует место или время сюжетной линии. Так, пейзаж, которым открывается повествование, вводит нас в художественный мир романа, мы с легкостью представляем себе, где именно происходят события.
Оказавшийся в Койшаурской долине рассказчик объемно и точно описывает скалы, “неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар”, “обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов”, ему кажется, что Арагва “обнимается” с другой речкой, “шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею”.
Описание картин природы как преддверие событий
Пейзаж в “Герое нашего времени” часто предваряет события, о которых мы еще не знаем. Например, читатель еще не увидел героя, еще ничего не происходит, просто “солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах”, а пейзаж этот оставляет явственное ощущение холода и равнодушия. И ощущение это не обманет нас – от Печорина, встретившегося с Максим Максимычем, который так мечтал увидеть старого приятеля, повеет тем самым холодом.
После испытания поручиком Вуличем судьбы, когда офицеры расходятся по квартирам, Печорин наблюдает спокойные звезды, но показавшийся из-за горизонтов домов месяц “полный и красный, как зарево пожара”. Кажется, нечего ждать – осечка спасла жизнь Вулича, увиденный Печориным “странный отпечаток неизбежной судьбы” на лице офицера-фаталиста рассеялся. Но пейзаж не оставляет спокойствия, и природа не обманывает – Вулич погибает в эту же ночь.
Сочувствуя Печорину, скачущему, “задыхаясь от нетерпенья”, чтобы догнать Веру, понимаем, что это невозможно, ведь “солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно”. Раскрытие внутреннего мира главного героя.
Пейзаж в “Герое нашего времени”, пожалуй, наиболее важен для раскрытия внутреннего мира главного героя. Выслушав только рассказ Максима Максимыча, мы вряд ли сумели бы найти в Печорине приятные черты, однако именно образы природы, созданные героем в своем журнале, открывают для нас, читателей, сложную, противоречивую его натуру. Взглянув из окна на Пятигорск глазами Печорина, пусть и на мгновение, пока не вспомнит он о маске, которую надо надеть перед появлением в обществе, обнаружим тонко чувствующую, восторженную натуру. “Моя комната наполнилась запахом цветов…
Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна. Вид с трех сторон у меня чудесный.. .. Бешту синеет, как “последняя туча рассеянной бури”; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…Амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин… Весело жить в такой земле!. .Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?” Оказывается, есть в жизни Печорина нечто, отчего весело жить, и внутренний мир его значительно богаче, чем могут предположить окружающие.
Подтверждаем наше открытие, читая, как Григорий Печорин после встречи с Верой мчит на лошади “по высокой траве, против пустынного ветра”; как вспоминает: “с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее”. Оказывается, вот что может излечить его от любой горечи и беспокойства, вот отчего становится легче на душе.
Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя
Лермонтов использует в своем романе пейзаж и как средство изображения душевного состояния героя. Яркий пример тому – природа в восприятии Печорина до и после дуэли. “Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем.
Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу”. Печорин не притворяется – он снова приоткрывает свой светлый внутренний мир, он естественен, он радуется жизни и ценит ее. “Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели” – читаем мы и ощущаем безрадостность состояния героя. И позже: ” сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном.
Холодно; ветер свищет и колеблет ставни… Скучно!”
Человек и природа в романе
Человек и природа в романе Лермонтова неоднозначны. Знакомясь с “водяным обществом”, историей Вулича, читая о Грушницком, мы не найдем образов природы, пейзажей, с ними связанных, не увидим природу их глазами. В этом случае природа как будто противопоставляется героям, они люди, далекие от естественной жизни.
Печорин, так тонко умеющий чувствовать и воспринимать естественную прелесть жизни, мечтающий о слиянии с ней, не может стать ее частью – таков его удел. Для людей же, не связанных с условностями общества, далеких от “цивилизации”, природа – неотделимая часть жизни.
Природа в “Герое нашего времени” Лермонтова является, например, частью жизни контрабандистов – подслушанный Печориным разговор между ундиной и слепым мальчиком дает нам понять это ясно, и здесь автор не представляет нам развернутый пейзаж, наоборот, герои говорят о природе только с практической точки зрения: “буря сильна”, “туман густеет”.
Мастерство писателя в изображении природы
Мастерство поэта – пейзажиста огромно. Порой он показывает в романе природу как художник – и создается впечатление, что рассматриваешь акварели или рисунки Лермонтова, подобные его картинам “Вид Пятигорска”, “Кавказский вид с верблюдами” или “Сцена из кавказской жизни”, – так разнообразны и выразительны эпитеты и метафоры: “умирающая прохлада ночи”, “голова Машука”, дымящаяся, “как загашенный факел”, “как змеи, серые клочки облаков”, “золотой туман утра”, метель – изгнанница, плачущая о своих раздольных степях”. Усиливает выразительность пейзажей и ритм повествования – то сжатый, стремительный, когда речь, например, идет о Печорине, или замедленно-плавный, при описании утреннего Кавказа.
Таким образом, пейзаж и природа в романе “Герой нашего времени” помогают нам понять характеры героев и их переживания, постичь замысел произведения, пробуждают собственные размышления о природе и ее месте в нашей жизни.
Роль пейзажа и природы в романе “Герой нашего времени”