Роман “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского – во многом необычное произведение, одной из его особенностей является то, что он написан Достоевским после возвращения с каторги, когда у него преобладали религиозные настроения и чувства. Это нашло свое отражение в том, что обличение жизненных несправедливостей и мечта о “счастье человечества” сочетаются в душе писателя с недоверием к попыткам силового изменения мира. Достоевский не принимает революционный путь изменения и перерождения общества.
Он считает, что изначально
Именно их мировоззрение и составляет идейную часть романа “Преступление и наказание”. Важность образа Сони Мармеладовой трудно переоценить, она олицетворяет собой нравственную правду Достоевского. Если бы пришлось охарактеризовать образ и сущность Сони одним словом, то это слово было бы “любящая”.
Образ Сони практически идеален, такой ее делает душевная чуткость к чужой боли и деятельная любовь к ближнему. Посредством этого светлого общества выражается авторская позиция в романе и произносится приговор. Для автора, как и для его героини, все люди одинаково имеют право на жизнь. Никому не дозволено получать счастье путем преступления, через чью-то беду.
Цель не оправдывает средства, и преступление не перестает им быть, кто бы и во имя чего бы его не совершил. Нельзя ставить личное счастье превыше всего. По мнению автора, человек должен смиренно терпеть все, что выпало на его долю, и только через страдания он становится выше и достигает подлинного, не эгоистического счастья. В эпилоге романа Достоевский сказал: “Их воскресила любовь… ” Нравственный человек всегда чувствует ответственность не только за свои поступки, но и за любое зло и несправедливость, которые встречаются на его пути. Так и Соня в душе ощущает и свою вину в преступлении Раскольникова, поэтому она принимает так близко к сердцу его поступок и пытается вместе с “преступившим” разделить его судьбу.
Важно, что все лучшие качества Сони, ее кротость, сочувствие и сострадание всем униженным, воспитала в ней сама жизнь. Не будь Соня такой, какая она есть, Раскольников не сумел бы раскрыть ей свою страшную тайну. То, что Соня любит Раскольникова, помогает по-настоящему воскресить его к новой жизни, это событие очень символически описывается в романе. По просьбе Родиона Соня читает ему евангельскую сцену воскрешения Лазаря из “Нового завета”, которую Родион соотносит с собой.
Встретив подлинное сочувствие, Раскольников и второй раз “идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснять ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом”.
Именно Соня, по мнению автора, должны была осудить Раскольникова за его презрение к людям. То, что женщина, “преступившая” и загубившая душу, человек высокого духа, одного разряда с Раскольниковым, не принимает его “бунта”, его “топора”, которым, как казалось Раскольникову, был поднят и за ее, оказывает сильнейшее воздействие на Родиона. Для Сони гораздо страшнее смерти разврат.
Поэтому такую большую роль в отношениях Сони И Родиона играет взаимная сердечная деликатность и искреннее уважение, которые так не похожи на привычные нравы того общества.
Родион Раскольников и Соня Мармеладова