Кто правит миром? Люди сами решают свою судьбу или же существуют высшие силы? Именно этот вопрос ставит в своем романе один из величайших писателей начала XX века Михаил Афанасьевич Булгаков.
“Мастер и Маргарита” соединяет в себе две сюжетные линии, два исторический отрезка: историю Понтия Пилата, происходящую в городе Ершалаиме в I веке нашей эры и историю жителей Москвы тридцатых годов XX века. Булгаков проводит очень четкую параллель между событиями этих, казалось бы, ничем не связанных промежутков истории. Но дело в том, что на каждом
Некоторые опровергают из незнания, как писатель Иван Бездомный, некоторые из страха, как председатель МССОЛИТ Михаил Александрович Берлиоз и Ершалаимский прокуратор Понтий Пилат.
Булгаков уверен, что мир не может существовать без внутренних пружин, удерживающих его, что человек не способен за свою короткую жизнь решить ничью судьбу, даже свою собственную, ведь он не может и знать наверняка, что будет с ним в этот самый вечер. А для того, чтобы решать судьбы, нужно быть причастным к вечности. В вечности есть Бог и Дьявол. Дьявол-то и укажет героям романа на их неправоту. Воланд, как называют его в Европейских легендах, имеет в произведении двоякую роль.
С одной стороны, он – представитель зла, темных сил, с другой – производя ревизию человеческих душ, он пытается спасти их. На эту неоднозначность указывает нам уже эпиграф: “… так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.”
Но в романе есть и герои, являющиеся носителями идеи самого Булгакова, такие как Мастер – автор романа о Понтии и Пилате, Маргарита – его возлюбленная, Иван Бездомный – первый пострадавший от дел Воланда.
Однако Мастер появляется только в 13 главе романа, повествуя историю своей жизни, попавшему в Психологическую лечебницу Бездомному. Мастер очень удивляется, узнав, что Бездомный был принят за сумасшедшего, так же как и он – из-за рассказа о Понтии Пилате. Только Мастер сам написал этот роман, а Бездомный услышал его из уст Воланда.
А в городе тем временем, бушует Воланд и его свита: кот Бегемот, Фагот или Коровкин, Азазелло и Гелла. И много человек уже пострадало от их действий: погибший в 5 главе Берлиоз, И. С Варенуха – администратор театра Варьете, Лиходеев Степан Иванович – директор театра, проживающий в нехорошей квартире, Жорж Бенгальский – конферансье того же театра, Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера, Соков Андрей Фокич – буфетчик театра, Барон Майгель – служащий Зрелищной комиссии и многие другие.
И никто: ни Мастер с Маргаритой, ни Иван Бездомный не смогут их остановить, пока люди не осознают свои ошибки и грехи, пока они не поймут, что Бог существует и им придется отвечать за свою жизнь перед высшими силами.
Т. о. роман “Мастер и Маргарита” становится ответом М. А.Булгакова на атеистическую пропаганду поэтов и писателей, покорившихся желанию советской власти. Своим произведением он хочет показать, что все поступки имеют свою цену, и не человеку решать, какой она будет. У всех людей один финал, а каким путем он к нему пойдет – это личное дело каждого.
Рецензия романа “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова