Множество поэтов посвящали свои стихи Москве. Не все из них родились и выросли в ней, но для многих она стала родиной духовной.
Москва XIX века получала послания от ПушкинА и Лермонтова, XX века – от БунинА, Есенина, Блока, Ахматовой и Цветаевой. XX век для Москвы начался первой мировой войной, продолжением которой стала революция; до этого жестокий век еще не вступил в свои права. И вот Москва преобразилась из Москвы советской в Москву современную, тот город, в котором мы живем сейчас.
Я люблю читать стихи, посвященные ей, потому что я люблю
Но Моя Москва – это Москва современная, поэтому ближе всего воспринимаются стихи поэтов современных, прежде всего бардов. Вот Дольский признается Москве в любви:
Я люблю тебя, Москва, – Горький мегаполис. Ты всегда во Всем Права, Ну, а мне на поезд.
Или песни Вероники Долиной, посвященные улицам Москвы: “Сретенка”, “Няня”, “Мы не дети Арбата” и т. д.
Долина ближе мне по духу, может быть, потому, что ее Москва – Москва, пропущенная Через Призму женского понимания, проще и понятней, чем “горький мегаполис” Дольского.
Родная улица Долиной – Сретенка.
…Посмотри-ка, ведь это Сретенка Висит у тебя на губе… –
Или еще, из “Няни”:
Няня, что это такое? Детка, что ж это такое – Это Сретенка твоя.
Вот она, Сретенка – улица древняя. Раньше В Этом месте стоял Сретенский монастырь. Сретение – встреча, именно здесь встретились Владимирцы, Несущие на руках икону Владимирской Божьей Матери, с москвичами, ее встречавшими. “Моя Сретенка”, “Сретенка – родинка” – Сретенка Из песен и стихов {или “недрпесен”, Как она их называет) Долиной.
Станция метро “Маяковская” – другая героиня Долиной, место встречи с иностранцами, что:
…Как Рональд и Ненси Рейган,
Стоят и рука в руке,
Тут-то я, пробегая мимо,
Этим шагом московским заячьим,
Просто плакать готова от нежности,
Я сама их люблю до ужаса –
Эти сказочки на потолке.
Но это Москва в пространстве, а время? У Долиной есть много современных песен, посвященных эмиграции. Они тоже связаны с Москвой, тогда еще советской. “Края Москвы, края Родные…” – Многие Поэты-эмигранты посвящали свои стихи – часто горькие, тоскующие – Москве. И появилась песня про всех поэтов :
Не пускайте поэта в Париж, Он поедет, простудится, сляжет, Кто ему слово доброе скажет? “Кто же тут говорил?” – говоришь. А пройдут лихорадка и жар, Загрустит еще пуще – Где тот старый московский бульвар? Как там бронзовый Пушкин?
Сестра Долиной, Марина, тоже попала в поток эмиграции:
…Ты сегодня звалась Мариною, Завтра будешь Мария-Грация… До свиданья, Мария-Грация, Позабудь дорогу обратную, Эмиграция, эмиграция – Это что-то невероятное.
*…Что-то невероятное…” Да, для Долиной это – невероятное. Она осталась в Москве. Москва стала для нее чем-то одушевленным, наблюдающим за ней со стороны, одобряющей или осуждающей ее поступки:
И играет труба на Трубной, И поют голоса Неглинной, Над моей головой повинной, Над душою моей невинной.
Все меняется со временем, меняется и Москва. Иногда эти перемены радуют, ПЪдчас Пугают чем-то неизвестным:
Мы не дети Арбата,
Мы не дети Арбата,
Мы пришлись на другие года.
Нас не пустят обратно
Нас едва-то пустили сюда…
…Средь лощинок неближних, Средь осинок недвижных, Затерялся и плачет простак – Не отыщет тропинку На родную Неглинку – Не отыщет тропинку никак.
Шестое чувство человека – чувство Родины. Но как бывают люди с разным обонянием, разным зрением и слухом, так есть люди с разным чувством Родины. Оно есть практически у всех , но у кого-то оно развито слабее или сильнее, чем у остальных, кто-то может даже потерять его, как теряют зрение или слух, а кому-то, чтобы понять, как он любит Родину, нужны “очки*. “Очки” тоже бывают разные – для кого-то это разлука с Родиной , а для кого-то стихи, написанные чужим, незнакомым тебе человеком, вдруг Належатся На твои собственные мысли, усилят их – получается своеобразная “интерференция” .
Моя родина – это Москва. Слушая стихи и песни Долиной, я вдруг иногда понимаю, что слышу свои собственные мысли. Я знаю, что человека называют неполноценным, когда он не видит или не слышит, но человек без чувства Родины более увечен, чем инвалид без рук и без ног.
РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. ДОЛИНОЙ