Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” – одно из самых значительных произведений писателя. Эта повесть представляет собой сатиру на современность, в ней трезво проанализированы те искривления и аномалии, которые несло с собой новое общественное устройство.
Сама ситуация повести – обретение лабораторным существом общественных прав – выражает главную проблему этого общественного устройства. Выправленное по требованию домкома “удостоверение личности” и формальность прописки автоматически делают социально “равными”
М. Булгаков ясно показывает, к чему может привести примитивно принятое равенство. Но действительно ли о равенстве идет речь? Ведь оказывается, что на самом деле у Шарикова прав гораздо больше, чем у профессора Преображенского, потому что он – “трудовой элемент”. И по ходу повести выясняется, что “происхождение”, принадлежность к трудовому классу спасает от наказания при совершении преступления . Характерно, что возвращенный к жизни Клим Чугункин, рецидивист, вовсе не имеющий отношения к рабочему классу, числит себя “трудовым элементом” лишь оттого, что он “не нэпман”. Фальшь подобного грубого деления общества на пролетариат и “буржуев”, “нэпманов” становится очевидной.
Многосоставность, сложность общественного организма тем самым зачеркивается, что оказывается на редкость удобным для шариковых.
Но и представление о “буржуе” в этом мире также извращено. “Буржуй” для Швондера, для Шарикова – тунеядец, грабитель, который только тем и занимается, что пьет кровь из “трудового элемента”. И булгаковская ирония проявляется в столкновении Шарикова – “трудового элемента” и “буржуа” Преображенского, ученого, в полном смысле слова живущего своим трудом, – причем трудом высочайшей квалификации.
В повести есть эпизод, который передает и объясняет мастерство Преображенского. Это – описание операции, в результате которой Шарик стал Шариковым. Тот “хищный глазомер”, темп, страсть, отвага, виртуозность, риск и напряжение, которое можно сравнить с напряжением скрипача либо дирижера – таков профессор Преображенский в “деле”, где слиты воедино и человеческая сущность, и высочайший профессионализм.
Шарикову бросаются в глаза обеды с вином и “сорок пар штанов”, Швондеру – “семь комнат, которые каждый умеет занимать”. Но ограниченным умом совершенно не принимаются во внимание ни годы исследовательской работы, ни сотни сложнейших операций, ни постоянный умственный труд владельца всех этих благ.
К профессору являются члены домкома, с головой ушедшие в произнесение правильных и полноценных речей, заместив ими практическую и будничную работу. И эти, по саркастическому определению профессора, “певцы” выступают с требованием трудовой дисциплины от человека, в отличие от них не оставляющего работы ни на один день, что бы не происходило вокруг.
Конечно, навыки демагогии усваиваются легче, чем навыки созидательной деятельности, и потому так преуспевает Швондер в воспитании Шарикова. Он начинает не с задачника и грамматики, а с переписки Энгельса с Каутским. В результате Шариков, “стоящий на самой низкой ступени развития”, не способный и в минимальной степени оценить всю сложность обсуждаемого предмета , приходит к выводу: “Взять все да и поделить!” Так понятая идея социальной справедливости никак не способствует созиданию, накоплению того, что лишь позже можно будет делить.
Итак, повесть “Собачье сердце” показывает в разных ракурсах, с разных сторон безумие, абсурдность и понимания мира, и общественного устройства, возникшего после 1917 года. “Разруха не в клозетах, а в головах”, – такова главная мысль повести.
“Разруха не в клозетах, а в головах”, – Главная мысль повести М. Булгакова “Собачье сердце”