Разделяете ли вы точку зрения П. Вайля и А. Гениса: “Фонвизин всеми силами изображал торжество разума…” (по комедии “Недоросль”)?
Размышляя над высказыванием критиков, обратитесь к замыслу автора: продемонстрировать, согласно классицистическим канонам, торжество просветительских идей. Рассмотрите, как срывается интрига помещицы Простаковой, направленная против ее воспитанницы, а незадачливый жених Митрофанушка готов по приказу Правдина идти на службу.
Покажите,
Вместе с тем, обратите внимание на то, что чистому рационализму Запада в комедии Д. И. Фонвизина противостоит русская традиция, согласно которой без души и “просвещеннейшая умница – жалкая тварь”. Эта важнейшая мысль Стародума была наиболее близка автору “Недоросля”. Недаром драматургом был задуман журнал “Друг честных людей, Стародум”. Дядя Софьи считает, что есть три разновидности людей: просвещенный умница, непросвещенный, но обладающий душой, непросвещенный и лишенный души. Госпожа Простакова, носительница говорящей фамилии, демонстрирует свою неученость. Ее замысел женить на богатой наследнице Софье своего сына терпит крах. В финале комедии она лишается и сына, и имения: “Погибла я совсем!” Помещица всячески поощряла бездушие сына и пожинает плоды своего воспитания.
В заключение подчеркните мысль о том, что неразвитость ума, грубость чувств, по Д. И. Фонвизину, ведут к безнравственности. Герой-резонер, следуя канонам Петровской эпохи и проповедуя разумные принципы государственного устройства, полагает, что счастье приносят лишь добродетель и разум: “Прямую силу уму дает благонравие”. Софья и ее жених Милон – носители “умного сердца”. Так, полемизируя с французскими просветителями, автор “Недоросля” утверждает, что цель воспитания – просвещение души.
Разделяете ли вы точку зрения П. Вайля и А. Гениса: “Фонвизин всеми силами изображал торжество разума…” (по комедии “Недоросль”)?