Разделяете ли вы мнение исследователей о том, что “Капитанская дочка” А. С. Пушкина – “зерно” русского романа-эпопеи?
Отвечая на поставленный вопрос, отметьте, что многие произведения А. С. Пушкина, будучи по объему равными повести, тем не менее, по масштабности авторской идеи и представленных событий могут быть отнесены к большим эпическим формам. Так, крестьянская война под предводительством Пугачева становится повествовательным ядром “Капитанской дочки”, а также хроники “История Пугачева”. Создавая этот труд,
Развивая эту мысль, подчеркните, что автор изучал архивные источники, встречался с очевидцами, посещал места, связанные с пугачевщиной. Все это позволяет говорить о глубине и объективности писательских оценок происшедшего. Подчеркните, что содержательный объем “Капитанской дочки”, а также форма семейных записок, в которую обличен сюжет произведения, не позволили автору прямо назвать ее эпопеей. Между тем развивающиеся на Урале в 1773-75 гг. события вполне могли бы вылиться в грандиозное повествование.
Покажите, как А. С. Пушкин в работе над своим произведением опирается на достижения современной ему историографии и вместе с тем полемизирует с точкой зрения Н. И. Карамзина на роль личности в истории. Самого Пугачева он изображает неоднозначно: как жестокого, решительного и r то же время гуманного, мудрого. Комментарий издателя позволяет расставить нужные акценты.
Обратите внимание на то, что народный вождь также противопоставлен царским генералам и на их фоне выглядит более благородно. Трагическую окраску приобретает признание самозванца Гриневу в “неладах” со своими “ребятами”, его понимание обреченности восстания. Знаменитый авторский итог: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный” – становится результатом глубокого исследования исторической стихии национальной смуты. Внутренняя правда “природного дворянина” Петра Гринева выражает нравственный идеал повествователя и приводит читателя к важнейшим выводам.
Вспомните, какое влияние оказали пушкинские художественные опыты в области исторической прозы и драматургии на формирование принципа историзма в классической литературе, развитие жанра эпопеи в творчестве Л. Н. Толстого. Все это позволит вам подтвердить правоту мнения исследователей, полагающих, что “Капитанская дочка” – “зерно” русского романа-эпопеи.
Разделяете ли вы мнение исследователей о том, что “Капитанская дочка” А. С. Пушкина – “зерно” русского романа-эпопеи?