Рассказы Владимира Галактионовича Короленко “Река играет” и “Без языка” можно назвать своеобразным гуманистическим гимном, прославляющим человеческие достоинства и безграничную любовь к народу. В рассказе “Река и грает” представлен образ Ветлужского перевозчика Тюлина. Он ленивый, тихий и неповоротливый человек, но в минуту опасности выходит из состояния привычной апатии, весь преображается, как и воды тихой Ветлуги, неожиданно приходящие в движение. Короленко называет Тюлина “стихийным”, “безалаберным”, “распущенным
Писатель отмечает, что в любой обстановке Тюлин невозмутим, он сравнивает его со стоиками. Обращение, призыв к Тюлину не производит ни малейшего впечатления. Тем самым перевозчик напоминает писателю стоиков – последователей философа Сенеки, стремящимся к невозмутимости в любой ситуации. Ему подвластна водная стихия – река Ветлуга. Он справился с напором воды, когда перевозил людей на пароме через Ветлугу.
В тот момент земляки перевозчика с восторгом и уважением смотрят на героя. Рассказчик в разговоре с Тюлиным, пытается иронизировать, но Тюлин как будто не замечает этого. “Он как будто разделяет его с этим простодушными, кудрявыми березами, с этими корявыми ветлами, с взыгравшею рекой, с деревянною церковкой на пригорке, с надписью на столбе, с всею этой наивной Ветлужской природой”. Истинную защиту человеческих достоинств писатель выразил в рассказе “Без языка”, где простой русский крестьянин, Матвей Лозинский, решает уехать в Америку.
Потому что “свобода в этой стране большая. Земли довольно, коровы дают молока по ведру на удой, в лошади – чистые быки. Человека с руками и головой уважают и ценят… “.
Но Америка производит на него отталкивающее впечатление. Права русская пословица “Хорошо там, где нас нет”. В отношении любой стороны жизни у Америки свой взгляд.
Матвей чувствует родственную душу только оказавшись в кругу городских трудящихся. Они поняли друг друга без слов и объяснений. Так же как и в Тюлине в Матвее живут потребность в социальной справедливости, надежда на лучшее будущее.
Рассказы “Река играет” и “без языка” объединяет безграничная любовь писателя Короленко к русскому народу, тревога за его будущее и участь.
Рассказцы В. Г. Короленко “Река играет” и “Без языка”. Гуманистический пафос, защита человеческого достоинства