В наследии великих писателей дорога каждая строчка, ценно каждое произведение, но все же и у гениев есть два-три творения, которые принесли им наибольшую славу и которые воздействует на последующие поколения с наибольшей силой. Для Л. Н. Толстого одним из таких произведении является роман-эпопея “Война и мир”.
Герои романа показаны через раскрытие души, через богатую внутреннюю жизнь. Он просматривает весь путь исканий человека, каждое, пусть даже неуловимое, движение души, всякое явление внутренней жизни. Л. Н. Толстой показывает сложность
Его герои постоянно ищут смысл жизни, какую-то цель, деятельность, которая могла бы быть полезна.
Внутренний мир героев очень богат, и нравственный уровень высок. Они на протяжении жизни развиваются, стремятся к совершенству. Одним из таких героев является Андрей Болконский. Первая встреча с ним происходит в тот момент, когда, желая вырваться из надоевшей ему праздной и как бы ненатуральной жизни, князь Андрей собирается на войну.
В первые моменты сражения под Аустерлицем ему кажется, что мечта о подвиге начала осуществляться, но видя бегущих солдат, отступающих из-за панического страха, князь Андрей чувствует только стыд. Его горделивые мечты рассеиваются, он думает только о том, как остановить бегущих, увлечь за собой в атаку. Когда он, раненный в голову, падает, его больше не интересует то, что раньше считал ценным, что было целью жизни.
Он понял, что жизнь гораздо важнее всех честолюбивых мечтаний, само существование человека, его связь с природой, связь вечная.
На Аустерлицком поле окончательно исчезает мечта о славе. Андрей Болконский, кроме того, еще и разочаровывается, теряет веру в свой идеал. По сравнению с тем значимым, новым и высоким, что открыло ему небо Аустерлица, все прежние стремления кажутся ничтожными, даже сам Наполеон кажется не важнее, чем надоедающая своим жужжанием муха.
После Аустерлицкого сражения князя Андрея потрясают еще два события – рождение ребенка и смерть жены. Пройдя через горе и раскаяние, он решает, что жизнь для себя и своих родных – единственно возможное существование.
Но такое существование не могло устроить такую деятельную личность, как князь Андрей. Он неминуемо должен был вернуться к жизни, к людям, к новым определениям, к любви, к вере. Пусть это возрождение проходило с трудом, но все то лучшее, что было в его душе, тоже стремилось к счастью, к новой жизни.
Сначала был разговор с Пьером на пароме, потом – лунная ночь в Отрадном. Это были как бы вехи на пути возвращения князя Андрея к жизни, они предопределили его духовное возрождение, которое позднее подтверждает встреча с дубом.
В первую встречу это дерево представляется ему старым и жалким; князю Андрею кажется, что дуб думает и чувствует, причем эти мысли и чувства точно такие же, как у самого Андрея. И также, как возрождается дуб, возрождается к жизни и князь Андрей. В его душе просыпаются радость, любовь, он верит в возможность счастья.
Но путь духовных исканий еще не завершен. Вновь появляется честолюбие, желание принять участие в комиссии Сперанского. Но когда князь Андрей понял всю праздность этих законов, их оторванность от действительной жизни, его вновь постигло разочарование.
Преодолеть его помогла Андрею Болконскому любовь к Наташе. Ему открылись все радости жизни, он думает, что именно теперь достигнуто счастье.
Но это счастье оказалось недолгим. Он очень тяжело переживал разрыв с Наташей, ему вновь кажется, что все вокруг померкло, перестало быть счастливым и радостным. у
Но в 1812 году главной целью князя Андрея становится защита родины. На задний план отступают как личное горе, так честолюбивые мечты. Он решает служить в действующей армии, так как именно так сможет принести больше пользы.
В его душе пробуждается новое стремление – служение людям.
Одна из основных особенностей психологии Андрея Болконского – способность ясно мыслить, оценивать и судить свои поступки, движения души, помыслы. В его душе накапливаются новые чувства, впечатления, вызывающие изменения его состояния.
В романе постоянно чувствуется отношение автора к людям и событиям. Оцениваются они с позиции долга, душевной простоты, связи с народом. Все самое высокое и прекрасное, чистое и доброе воплощено в любимых героях Л. Н. Толстого, одним из которых является и князь Андрей Болконский.
Путь духовных исканий Андрея Болконского