ПРОТОТИПЫ И ИСТОЧНИКИ РОМАНА “ОТЦЫ И ДЕТИ”
“Отцы и дети” – яркий образец социально-психологического романа, в котором общественные коллизии сочетаются с любовной интригой. Следуя жизненной правде, Тургенев главное внимание в этом произведении уделяет коллизиям, раскрывающим социальную проблематику; любовная интрига как бы отодвигается на второй план. Она настолько компактна и сжата с обеих сторон общественными коллизиями, что укладывается в пяти главах (с XIV по XVIII), хотя роль ее для характеристики главного героя от этого
“Отцы и дети” состоят из 28 глав; завязка интриги (Базаров – Одинцова) в нем происходит только в XIV главе (ни в одном из романов Тургенева нет такой запоздалой завязки интриги). Завязке взаимоотношений Базарова с Одинцовой предшествует ряд коллизий, очень важных для выяснения характера Базарова: столкновения героя с его главным антагонистом Павлом Петровичем Кирсановым, с Ситниковым и Кукшиной. Отнесение интриги к середине романа, по-видимому, следует объяснить тем, что Тургенев в процессе творчества почувствовал необходимость сильных общественных и идейных конфликтов, позволяющих вскрыть в Базарове подлинные черты типичного шестидесятника.
Развитие действия в романе “Отцы и дети” изредка прерывается авторскими отступлениями и описаниями природы. По сравнению с другими романами Тургенева “Отцы и дети” значительнее беднее пейзажами и лирическими отступлениями. Без преувеличения можно сказать, что главным композиционным средством раскрытия характера Базарова, его политических и философских взглядов служит диалог. Диалоги Базарова с Павлом Петровичем, с Аркадием, с Ситниковым и Кукшиной, с Одинцовой характеризуют героя более полно и всесторонне, чем иные его поступки, которые порой не вытекают из самой сущности характера и не обусловлены ею.
Диалоги в романе “Отцы и дети” – это прежде всего страстные споры на политические и философские темы. В отличие от своих противников Базаров в споре краток, лапидарен. Он убеждает, сражает противника не длинными рассуждениями и философскими тирадами, а лаконичными, содержательными репликами, меткими, чрезвычайно емкими, к месту сказанными афоризмами. Базаров не стремится говорить красиво. Однако почти из всех споров он выходит победителем, так как его реплики, как бы мимоходом оброненные в споре, преисполнены глубокого смысла и свидетельствуют о колоссальной начитанности героя, о знании им жизни, о находчивости и остроумии. Реплики Базарова можно развернуть в целую систему взглядов. Например, слова: “Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке” или “Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает” – ярко выражают просветительскую программу “Современника”, сформулированную в статьях Чернышевского и Добролюбова в конце 50-х годов…
Пустовойт П. Г