Как известно, Л. Н. Толстой был великим мастером психоанализа и “диалектики души” человека. Ему было свойственно изображение “текучих”, сложных, противоречивых характеров и развивающихся событий. Именно сам процесс внутренней жизни героев и ее эволюция привлекали писателя. Толстой раскрывал духовный мир своих персонажей через монологи, пейзаж, авторские комментарии, художественное пространство героев и их поступки.
Особую роль в психологическом анализе играет портретная характеристика. Связь внутреннего мира каждого образа
Главной особенностью Толстого-художника было умение выделить ту или иную яркую черту во внешности персонажа, запоминающуюся деталь в его поведении.
Так, Пьер предстает перед нами “толстым молодым человеком” с дружелюбными глазами, что вполне точно определяет его мягкую и добродушную натуру. Уже с самого начала произведения внешний облик Безухова как бы противопоставляет его всему светскому обществу, указывая на внутреннее отличие его от этих пустых людей.
Полную противоположность представляет его будущая жена. Сначала Элен Курагина ослепляет нас своей “победительно действующей красотой”. Но по мере того как суммируются все ее поступки, мы понимаем, что эта красота мертвенна, неестественна.
И “полные оголенные плечи” Элен – это всего лишь символ ее духовной пустоты.
“Большой рот” и “сияющие черные” глаза Наташи Ростовой открывают нам внутренний мир любимой героини Толстого. Она полна жизни, чувств, готова радоваться каждому мгновенью и верить в счастливое будущее. Поэтому “определенные и сухие черты” Андрея Болконского контрастны живым чертам девушки.
Это указывает на существенные различия в их душах: молодой князь всегда находится во власти разума, в то время как Наташа живет чувствами и эмоциями.
С первого взгляда, Марья Болконская производит на нас не самое лучшее впечатление. Это некрасивая девушка с “тяжелой походкой”. Но потом мы видим “лучистые” глаза героини, в которых отражаются ее богатый духовный мир и нерушимая вера.
Именно эти глаза, несмотря на внешность, делают Марью очаровательной и милой. Марк Аврелий писал: “Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать по его глазам”.
Для достижения художественного эффекта автор вновь и вновь обращает внимание читателей на те или иные черты внешности персонажей, которые становятся их постоянными характеристиками. Ярким примером этого является маленькая княгиня со своей “короткой, с чуть черневшимися усиками верхней губкой”. Она была проста и приятна, но тем не менее наскучила Андрею.
Он не находил в ней той глубины, которую впоследствии открыл в Наташе.
Хотелось бы отметить, что любимые герои Толстого постоянно меняются на протяжении всего романа, нелюбимые – стоят на месте в своем развитии. И потому психологический портрет последних предельно прост, они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но это мертвенная, застывшая красота.
Так, много раз перед нами проходят повторяющиеся детали: “плешивая” голова Василия Курагина, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен.
В отличие от нелюбимых любимые персонажи Толстого обычно не отличаются внешней красотой, но наделены внутренним богатством. Они естественны, постоянно находятся в движении, стремятся к самосовершенствованию, к нравственным и духовным исканиям.
Художественные образы, созданные писателем, отличаются особой жизненностью. М. Горький отмечал удивительный дар Толстого, его умение создавать точные психологические портреты: “Когда его читаешь, то получается как бы физическое бытие его героев, до такой степени ловко у него выточен образ: он как будто стоит перед вами, вот так и хочется пальцем тронуть”.
Итак, писатель, рисуя психологические портреты своих героев, проникает в их внутренний мир, в их душу. В описательной характеристике мы часто видим, насколько контрастны психологические состояния персонажей и их внешность. И только глаза всегда говорят правду…
На всю жизнь нам запоминаются портретные детали героев Толстого и “сияющие” глаза Наташи, и “отлакированные взгляда ми” плечи Элен, и “добрый близорукий взгляд Пьера.
Психологический портрет в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”