Противоречивость образа Фауста

Слепец, кто гордо носится с мечтами, Кто ищет равных нам за облаками! Стань твердо здесь – и вкруг следи за всем: Для дельного и этот мир не нем. И. В. Гете

Гете писал философскую драму “Фауст” почти всю жизнь: первые наброски относятся к 1773 году, а последние сцены закончены летом 1831 года, за полгода до смерти. За этот период в Европе произошла Великая французская революция, отшумели наполеоновские войны, революция 1830 года. Изменялись и взгляды самого Гете.

Место и время действия драмы условны, то есть лишены точных исторических примет,

а Фауст – образ, построенный на обобщенных чертах, присущих людям вообще, в любую эпоху.

В самом начале драмы, в “Прологе на небесах”, начинается спор о человеке, о смысле его существования. По мнению Мефистофеля, человек ничтожен, беспомощен, жалок, все его притязания на познание мира – сплошное самомнение:

Я вижу лишь одни мученья человека. Смешной божок земли, всегда, во всех веках Чудак такой же он, как был в начале века! Господь противопоставляет Мефистофелю свою веру в людей: Пока еще во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен; Сажая деревцо, садовник уже знает, Какой цветок и плод получит уже он.

Он выделяет из всех Фауста, считая, что тот сможет преодолеть свои заблуждения, поэтому дает Мефистофелю возможность испытать ученого. Таким образом, в “Прологе” не только обозначен основной конфликт драмы, но и намечено его оптимистическое разрешение. При этом учтена не только двойственность натуры каждого человека. Учтено и то, что борьба с дьяволом будет нелегкой.

Фауст будет постигать истину, преодолевая великие соблазны.

В первой сцене мы видим кабинет ученого, разочаровавшегося в своей науке. Она не приблизила его к познанию истины. Фауст пытается обрести ее с помощью магии. Но – тоже тщетно.

Появление Мефистофеля усугубляет сомнения героя. Он с радостью хватается за возможность удовлетворить жажду знаний. Фауст, как истинный ученый, ставит эксперимент над собственной душой.

И попытка любви, попытка начать жизнь сначала – часть этого эксперимента. Здесь проявляется безнравственность Фауста – он готов ставить опыты и над душой другого человека, невинной и чистой девушки. Кроме того, соблазнив Маргариту с помощью Мефистофеля, Фауст становится виновником гибели ее брата и смерти матери. Фауст бросает Маргариту в самый трудный момент ее жизни, когда она ожидает ребенка. И дело не только в том, что он перекладывает всю ответственность за судьбу младенца на ее плечи, но и в том, что Маргарита, родившая дитя без мужа, страдает от косности и нетерпимости окружающих.

Фауст приходит за ней в темницу, но уже не может спасти молодую женщину. Маргарита сама хочет понести наказание. Раскаяние, пусть недолгое, чувствует и сам Фауст.

Его эксперимент провалился.

Во второй части драмы Фауст женится на Прекрасной Елене, из-за которой когда-то вспыхнула Троянская война. Но и эта попытка не удалась: подобно Икару, взлетевшему к солнцу, гибнет их сын, а Елена становится смутным призраком и исчезает.

Фауст пытается преобразить окружающий мир. Под его руководством люди осушают часть моря, чтобы возвести новый город. Но и здесь реалист Гете показывает, как во имя общего блага разрушен мирный уют двух стариков.

Гете разоблачает заблуждение очень многих преобразователей: бедному слепому Фаусту кажется, что люди закладывают фундамент дамбы, а на самом деле – лемуры роют ему могилу. Но усталый старый герой все-таки обретает счастье. Он находит его в борьбе, в непрестанности усилий:

Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой! Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной Дитя, и муж, и старец пусть ведет, Чтоб я увидел в блеске силы дивной Свободный край, свободный мой народ!

И вот тогда мгновение стоит останавливать: жаль только, цель недостижима. Мефистофель так и не выиграл свой спор за душу Фауста. Потому что Бог открыл ему высшую нравственность – борьбу за всеобщее благо, и это прозрение равносильно спасению души.

Но одна из самых главных проблем драмы по-прежнему актуальна: проблема ответственности ученого перед обществом за свои эксперименты. Ушедший век полон жестоких примеров: Хиросима, наша чернобыльская трагедия, издержки химической промышленности – пестициды. Ученые обязаны помнить о людях, об их бедах и радостях, и не заставлять страдать других, как Фауст, решивший, что ученому и магу все позволено.

Но его вечное дерзание, отрицание соблазна покоя и довольства, непрерывный труд во имя будущего достойны подражания и благодарной памяти.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Противоречивость образа Фауста