В литературе немало произведений, в которых “соседствуют” миры реальный и фантастический. Это и “Илиада” Гомера, и “Божественная комедия” Данте, и романтические баллады Жуковского. Появление реализма практически вывело из употребления данный прием.
Тем более важным стало появление романа “Мастер и Маргарита” с его уникальной пространственно-временной структурой – троемирием.
Подобная концепция не является изобретением Булгакова. О существовании мнимого мира говорится, например, в книге П. Флоренского “Мнимости
Философское обоснование рассматриваемой концепции дается в трудах Г. Сковороды.
Итак, структура романа строится по принципу существования трех миров: земного, библейского и Вечного. Последний – связующее звено между первыми двумя, он помогает обнаружить сходство между встречей на Патриарших прудах и допросом Иешуа Га-Ноцри – эти события произошли в один и тот же день календарного года.
Между мирами существует и композиционная связь, в романе они переплетаются. “Древние” главы вводятся по-разному: как рассказ Воланда и сопровождающее его видение, как сон Ивана Бездомного и как отрывок из романа Мастера. Эти главы выделены и стилистически: в них появляется размеренный ритм повествования, вновь приходящая гибкость речи создает ощущение реальности происходящего.
Существуют в романе ситуации, повторяющиеся во всех трех мирах, – таким образом Булгаков стремился сделать связь времен очевидной. Легко прослеживаются совпадения в описании погоды. Зачастую это – прямые реминисценции: “Тьма накрыла ненавидимый прокуратором город.
Исчезли висячие мосты опустилась с неба бездна. Пропал Ершалаим – великий город, как будто вовсе не существовал на свете”. Это пейзаж начала 25-й главы.
И конец 29-й главы: “…Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете”. Также повторяется образ мраморной лестницы: она присутствует и в древних главах, и на балу у Сатаны.
Интересен и образ толпы, который возникает во время казни Иешуа, на балу и в очереди в варьете.
Связь времен выявляет и знаменитая фраза “…Пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”. Она же завершает повествование в различных мирах: библейском – в главе 26, вечном – в главе 32 и в московском – в эпилоге.
Каждый из этих миров имеет также свои временные особенности: в первом действие продолжается один день. Что касается потустороннего мира, то в нем время останавливается и не движется. К слову, именно таким образом в романе решается проблема греха Маргариты: она совершила его за пределами времени, и ее душа осталась незапятнанной, следовательно, ее поступок безвреден и прощается.
Маргарита – уникальный персонаж и в системе образов, структура которой продиктована концепцией троемирия. Герои, существующие в разных “измерениях” но сведенные одной проблемой, объединяются автором в триады. Маргарита является исключением в этой системе. Она – собирательный образ, и основные ее качества – любовь и сострадание – присутствуют во всех мирах. Поэтому у нее нет двойников, она – монада.
Особняком стоят персонажи Мастера и Иешуа, объединенные проблемой творчества. Их сближает то, что по натуре они не борцы, наличие трагедии непонимания; можно говорить и о существовании “Голгофы творчества” для обоих персонажей.
Однако истинное разрешение проблема творчества получает не в системе образов, а в троемирий. Булгаков утверждает, что все великие произведения перемещаются в вечность и настоящее признание подлинному художнику будет дано за пределами человеческой жизни, что и иллюстрирует финал романа.
В связи с этим становится очевидным контрастное противопоставление двух миров. Необходимо отметить, что автор использует прием обновления фантастического попадания из вечности в Москву, Воланд и его свита приобретают бытовые черты. С другой стороны, при переходе из обычного мира в ирреальный обнажается сущность человека. Используется прием гротеска.
Таким образом, миры связаны: жизнь героя начинается в реальности и перемещается в фантастическую область, причем его судьба зависит от деяний в обычном мире.
Булгаков освещает еще один аспект соединения миров: деградацию душевной природы человека ; то, что было трагичным в древности, стало фарсом в реальности. Автор утверждает, что граница между вечностью и настоящим призрачна. Образы героев проецируются в вечность, но попадают туда лишь самые достойные из них: Иешуа, Понтий Пилат, Левий Матвей.
Иными словами, в фантастической части романа дается условное разрешение образов.
Некоторые предметные детали “кочуют” из одной части произведения в другую: вино, поле Левия Матвея. Постоянен и мотив, объединяющий любовь и убийство: гибель Иуды и встреча Мастера и Маргариты.
Думается, что в концепции троемирия связующей является также проблема добра и зла. “Древние” главы показывают, что добро для одного человека могло бы обернуться злом для остальных. В московской части изображена обратная ситуация. А между этими мирами – вечность – единственное место, где Мастер и Маргарита обрели покой, где две тысячи лун страдал пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.
Пространственно-временная структура романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”