Прокомментируйте мнение С. Макашина: “По содержанию же “Сказки” являются своего рода “микрокосмом” – “малым миром” всего творчества Салтыкова”

Прокомментируйте мнение С. Макашина: “По содержанию же “Сказки” являются своего рода “микрокосмом” – “малым миром” всего творчества Салтыкова”.

В начале своего сочинения отметьте, что М. Е. Салтыков-Щедрин является мастером сатирического жанра. Как полагают многие исследователи, сказочная форма созревала в недрах сатиры писателя. Еще в 1869 г. он создал первую сказку, в восьмидесятые годы ХІХ-го столетия был вынужден вернуться к этому жанру из-за преследований цензуры, поскольку сказка стала единственно возможной

иносказательной формой для решения проблем современности.

Рассмотрите сюжет, систему образов, проблемно-тематический комплекс, символику и поэтику произведений “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Премудрый пискарь”. Отметьте, что в них нашла отражение жизнь социальных и политических слоев тогдашней России: представителей государственной власти, обывателей, либералов, помещиков, крестьян, их сложных отношений.

Раскройте, как в сказках “Повесть о том…” и “Дикий помещик” сочетаются конкретно-историческое и фантастическое содержание,

последнее зачастую принимает гротесковые формы. Мужик на необитаемом острове способен и силок из волос сделать, и суп в горсти сварить. Фантастическое допущение, которое заключается в исчезновении крестьян из владений глупого князя Урсус Кучум-Кильдибаева, подчеркивает то, что мужиком держится и его трудом живет Россия.

Отметьте, что нравственная и политическая аллегория “Премудрого пискаря” позволяет выявить “умеренно-либеральную” и личностную позицию главного героя: “Моя хата с краю”.

Укажите на связь нового жанра политической сказки с сатирическими циклами писателя “Губернские очерки”, “Помпадуры и помпадурши”, “Мелочи жизни”, его гротесковым романом “История одного города”. Сходство человеческих типов, алогичных, абсурдных ситуаций, изобразительных приемов (фантастика, гротеск, алогизм, аллегория, сарказм) позволяют говорить о единстве всего сатирического творчества автора “Сказок”.

В заключение подчеркните, что сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина составили малую энциклопедию своего времени в целом и творчества писателя в частности, отразили особенности индивидуального стиля и метода великого сатирика.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)


Прокомментируйте мнение С. Макашина: “По содержанию же “Сказки” являются своего рода “микрокосмом” – “малым миром” всего творчества Салтыкова”