Существует много уровней восприятия текста, и чем глубже вы будете проникать в сложный мир художественного произведения, тем полнее и лучше поймете его неповторимую красоту. Именно на уровне жанра особенно отчетливо проявляется органическое сочетание формы и содержания в литературе.
Жанр является элементом формы, но это содержательная форма, потому что выбор автором того или иного жанра вытекает из его творческого замысла и напрямую соотносится с содержательным уровнем. Жанр заранее настраивает читателя на определенное восприятие
К какой же жанровой традиции отнести “Войну и мир”? Сам Толстой отказывался от четкого жанрового определения своего произведения, предпочитая иногда называть его просто книгой. “Что такое “Война и мир””? – спрашивал писатель и отвечал:
“Это не роман, еще менее повесть, еще менее историческая хроника”. В этой связи Толстой совершенно справедливо отмечал, что русская литература со времен Пушкина вообще отличается духом самого смелого новаторства в области жанра: “Начиная от “Мертвых душ” Гоголя и до “Мертвого дома” Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести”.
В определении жанровой природы “Войны и мира” до сих пор нет единства среди литературоведов. И все же термин, на котором настаивал А. В. Чичерин, роман-эпопея представляется наиболее предпочтительным.
Впервые в истории русской литературы было создано произведение, сочетающее повествование о событиях большого исторического масштаба, общенационального значения и рассказ о личных судьбах людей. Представлены картины быта, нравов и широкая панорама европейской жизни, яркие типы народной и светской среды, изображение самого хода истории и философские рассуждения о таких сложных теоретических понятиях, как свобода и необходимость, случайность и закономерность, роль личности в истории и т. д.
Главная – поистине эпическая – идея произведения, его основная мысль есть, по словам самого писателя, “мысль народная”. Еще в раннем творчестве Толстого остро волновал вопрос о судьбе народа, о взаимоотношениях дворянской интеллигенции и народа. В “Войне и мире” он впервые художественно раскрыл роль народных масс в исторических событиях.
Народное сознание определило авторскую концепцию истории и современности, что отразилось уже в названии произведения. Название это многозначно. Мир можно воспринимать и как явление, противостоящее войне, и как человеческое сообщество, и как вселенную.
В любом случае это нечто, противостоящее насилию и разрушению. Мысль об общечеловеческом единении, братстве людей во имя противодействия войне как ужасному, противоестественному злу пронизывает весь текст, отражая народное мировосприятие и определяя жанровое своеобразие “Войны и мира”.
Проблема жанра “Войны и мира” Л. Н. Толстого