Федор Михайлович Достоевский – писатель городской стихии, Петербурга, поэтому в его творчестве мало развернуть картин природы, а где все же автор обращается к ее описанию это всегда ключ к предстоящим событиям. Федор Михайлович придает большое значение внешне предметному окружению героев своих произведений, картинам природы Пейзаж у Достоевского играет всегда важную психологическую роль. Роман “Униженные и оскорбленные” начинается символической картины вечернего Петербурга: “К вечеру, персамыми сумерками, проходил я по Вознесенскому
Все дома будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли… Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!” Нетрудно заметить, что автор соотносит картину природы со своим настроением . Перед тем как перейти к изложению событий, снова дается описание природы. “Но солнечный луч потух; мороз крепчал и начинал пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок”.
Однако здесь погасший луч – это уже не просто деталь пейзажа, но и предвестник какой-то беды, какого-то прискорбного события. И дальше мы узнаем о смерти одинокого старика Смита и его странной собаки. После этого Иван Петрович переезжает на их квартиру, он постоянно говорит о своей грусти, сосредотачивая наше внимание на том, что “погода была ненастная и холодная”, “шел мокрый снег”, но к вечеру “проглянуло солнце и какой-то заблудший луч, верно из любопытства, заглянул в мою комнату”. “Заблудший луч” предваряет появление Нелли – внучки Смита.
В четвертой части романа примирению Николая Сергеевича Ихменева с дочерью предшествует замечательное явление: раздается “довольно сильный удар грома”. Глава кончается тем, что Ихменев прощает Наташу, о ней автор пишет: “Платочек, которым она накрыла голову, сбился у ней на затылок, и на разбившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя”. Природа здесь свидетельствует об очищении, возрождении человеческой души. В своей исповеди Ихменев разъясняет подлинный смысл символа. “Она здесь, опять, у моего сердца! – вскричал он,- о, благодарю тебя, Боже, за все, за все и за гнев твой и милость твою!.. И за солнце твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас!” Таким образом, Достоевский не только олицетворяет природу, но и весьма искусно сливает пейзаж с действием, с портретом и характером героя.
Эта художественная манера Федора Михайловича раскрывает его оригинальный талант и высокое мастерство писателя.
Природа в прозе XIX века